Зачем в школе логопед
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Грамотность нынешних школьников, при всем обили доступных обучающих методик, заметно снижается. Есть тенденция и к снижению концентрации внимания и усвоению материала. Большая часть детей не в состоянии последовательно излагать свои мысли. Написание сочинений, эссе или изложений вызывает серьезные трудности.
Занятия с логопедом в школе
К 5 годам ребенок уже обязан владеть навыками связной речи, логически выстраивать свои фразы, иметь небольшой словарный запас. Уже к 7 годам речь становиться более разнообразна и наполнена эмоциональной окраской. В этом возрасте идет интенсивное развитие памяти, ребенок лучше всего осваивает все новое.
Нужно обеспечить доступ к познаванию морфологической системы и грамматического строя языка, а также к благополучным условиям жизни. Стрессы и психологические нагрузки существенно тормозят развитие речи и памяти, восприятия мира.
Нынешние педагоги наблюдают тенденции к ухудшению навыков у детей, страдающих расстройством речи. Ведь нарушение звукопроизношения сильно влияет на общее развитие ребенка, его память и способность к обучению. Решением таких проблем занимается достаточно новая наука — логопедия. Учитель-логопед должен выявить тип и степень нарушения речи, разработать метод работы с ребенком. Специалист также восстанавливает правильное произношение звуков и корректирует заикание.
Квалифицированный логопед должен соответствовать следующим требованиям:
- обладать знаниями в области тифлопедагогики, олигофренопедагогики, сурдопедагогики, психологии, нейропсихологии, психолингвистики;
- уметь обучать родному языку и основам математики;
- различать симптоматику нарушения речи, этиологию и механизмы этих отклонений;
- определять неречевые симптомы отклонения речи.
Логопед в школе
В последнее время в каждом учебном заведении имеется свой специалист. Его задача на ранней стадии выявить нарушения речи у школьников. При этом устанавливаются проблемы с устной и письменной речью. Также логопед оценивает психологическую готовность ребенка к обучающему процессу.
Дело в том, что первоклассники, которые отправились в школу в возрасте до 7 лет, в 78% случаев испытывают определенные сложности. Наблюдались заторможенность, эмоциональные срывы (плач, капризы, рвота), замкнутость и обидчивость, сложности с запоминанием букв.
За время педагогических и психологических исследований, было установлено, что дети с самым развитым уровнем произвольного и волевого поведения быстрее адаптируются к обучающему процессу. Ведь непроизвольное поведение трансформируется в произвольное, что и определяет механизм развития.
Основные проблемы в учебе
Одаренные дети также сталкиваются с проблемами произвольного поведения, даже если достаточно высокое развитие воображения и речи. Причем подобное наблюдается не только первоклашек, но и у школьников средней школы.
Низкий уровень развития произвольного поведения ведет к медленному темпу письма, плохой координация рук (неправильный нажим ручки или наклон), неопрятности ведения тетрадей, ошибкам, не связанных с орфографией и дисграфией. Но они типичны для детей с нарушениями речи.
При написании можно выделить такие ошибки:
- замена буквы «к» на «п»;
- списывание примера с ошибками;
- дрожание рук;
- увеличение количества ошибок к концу письма;
- сложности с осваиванием алфавита;
- отсутствие зрительной памяти.
При чтении также наблюдаются проблемы:
- сложно следить за строками, поэтому фрагмент текста может прочитываться повторно или пропускаться;
- слова читаются неправильно;
- медленное чтение;
- прочитанный текст не запоминается;
- нет навыка определения основной мысли прочитанного.
Математические решения осложняются частыми глупыми арифметическими ошибками и невозможностью развязывать простые логические задачи.
Важность произвольного поведения
Произвольное поведение ребенка должно формироваться в условиях дошкольного учреждения. Однако, этому препятствует воспитательный процесс. Оно происходит по внешнему типу, ребенок подчиняется задачам, нормам и требованиям воспитателя. То есть дошкольник не может научиться смотреть на себя как бы со стороны и воспитывать свое поведение.
В этом возрасте речь опережает действие, потом совпадает с действием, и в итоге должна опередить любое действие. То есть сначала ребенок проговаривает то, что хотел бы сделать. Потом сопровождает поступок речью и управляет поведением, но внимание может отвлечься на посторонние предметы. К 7 годам же школьник уже обязан уметь ставить задачи и следовать им не отвлекаясь.
Прослеживается четкая зависимость правильности речи от развития произвольного поведения. Логопедические занятия в школе помогают наладить эту взаимосвязь и помогают ребенку творчески развиваться, быстрее адаптироваться к школьному процессу, выработать произвольное поведение, повысить обучаемость.
Логопедическая группа состоит из 3-6 учеников, что обеспечит работу специалиста с каждым из них. Уже в сентябре первого года обучения школьный логопед приступает к изучению первоклассников, устанавливает уровень развития речи и ее нарушения, оценивает произвольное поведение. Специалист обязан сообщить о результатах, как преподавателям, так и родителям. Иногда может потребоваться консультация врача-невропатолога.
После полного обследования ученик зачисляется в группу логопеда. Если ребенок еще в дошкольном возрасте ходил к этому врачу, то он продолжает свое обучение в логопедической школьной группе. У таких детей нарушения речи устраняются примерно к десяти годам.
В этот момент главное – грамотное взаимодействие всего окружения. Родителям нужно осознавать важность логопедических занятий, а педагоги помогать ученику осваиваться в учебном процессе, несмотря на заметное отставание от сверстников.
Желательно как можно раньше выявить причины отклонения речи. Если к 10 годам ученик не преодолел логопедические нарушения, то он будет отставать от одноклассников по усвоению материала до самого окончания школы.