Возрастная физиология школьников

Время чтения: 4 мин. 25 сек.
Бесплатный пробный день
в Онлайн Гимназии №1
Подробнее

Посетите 3 настоящих урока с учителем

Выполните домашние задания

Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки

Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки

Подробнее
Содержание статьи:
  1. Современные школьники
  2. Как учить по-новому
  3. Как общаться с подростком
  4. Что должны знать учителя?

Возрастная физиология – предмет, обязательный к изучению в педагогических вузах и колледжах. Без знаний процессов, которые происходят с ребенком в том или ином возрасте, даже самая продвинутая методика преподавания не даст ощутимых результатов. 

Современные школьники

Как показывают исследования, физически современные дети не отличаются от своих ровесников предыдущих поколений, но очень отличаются психологически. Есть дети, у которых к первому классу недостаточно сформирована речь, есть дети с низкой двигательной активностью и недостаточно развитой мелкой моторикой. Виной тому повсеместное использование гаджетов. Институт возрастной физиологии в ходе исследований пришел к следующим выводам: 5 % детей начинают использовать гаджеты, когда им чуть больше года, к пяти-шести годам их уже больше 90 %. Однако в этом возрасте смартфоны и планшеты тормозят речевое и моторное развитие.

Что должен знать учитель о возрастной физиологии

Дошкольники практически не гуляют, мало кто из детей занимается спортом, однако из-за постоянного пребывания в интернете у них почти нет свободного времени.

Быстрая утомляемость младших школьников является результатом безучастного отношения родителей к постоянному использованию гаджетов, также замечено недостаточное внимание родителей к развитию речи, мелкой моторики в раннем возрасте. Педагогам приходится наверстывать упущенное, а насыщенная учебная программа вызывает у детей стресс, отбивает интерес к учебе, поскольку не все дети успевают в этой гонке.

Как учить по-новому

Возрастная физиология является необходимым подспорьем для успешного процесса обучения. Каждый учитель должен знать об особенностях и механизмах формирования базовых навыков, о том, как работает детский мозг. Благодаря новейшим исследованиям и разработкам знаний об этих процессах значительно больше, чем раньше. Однако методики преподавания в большинстве своем не учитывают эти знания. Методы возрастной физиологии не принимаются в расчет.

Раньше дети осваивали навык письма постепенно, весь первый, а то и второй класс совершенствовали его. В современных реалиях детям на освоение чтение и письма отводится всего несколько месяцев, в то время как это очень сложные когнитивные навыки, для которых требуется значительно больше времени.

Дети не просто должны освоить чтение и письмо, но и делать это очень быстро. В результате первоклассники даже не понимают текст, который читают, и выдают каракули вместо аккуратных букв. Благодаря знанию возрастной физиологии детей учитель сможет выбрать правильные методики работы и акцентировать внимание на усвоение знаний, а не механическое зазубривание.

Возрастная физиология детей такова, что сначала они должны научиться писать ручкой, это утомительный, но необходимый процесс, а смартфон в идеале давать в руки только в третьем классе.

В современной школе по-прежнему проблемой являются мифы, в основе которых лежат неверные представления о развитии и работе мозга. Некоторые педагоги до сих пор пытаются переучивать детей, у которых ведущая рука левая, не понимая физиологических процессов.

Некоторые педагоги и родители подвержены еще одному мифу, что ресурсы мозга снижаются после шести лет, поэтому дошкольникам надо давать как можно больше навыков и знаний, начинать учить писать и читать чуть ли не с трех лет. На само деле обучающий ресурс мозга увеличивается вплоть до 25 лет, так что нет никакой необходимости усиленно загружать дошкольников. Всему свое время.

Как общаться с подростком

Что должен знать учитель о возрастной физиологии

Безусловно, подростковая физиология имеет свои особенности. Но с детьми необходимо общаться постоянно, тогда не возникнет вопроса: как общаться с подростком. Ребенок и в подростковом возрасте остается ребенком с той лишь разницей, что начинает больше времени уделять общению со сверстниками. Если с родителями или другими взрослыми выстроены доверительные отношения, подростки дорожат общением с ними, прислушиваются к их мнению и советам.

Общаясь с подростками, взрослым необходимо знать, что их мозг блокирует негативную информацию, а большое количество запретов вынуждает их нарушать, поэтому читать им нотации бессмысленно, а запреты должны сохранять здоровье и жизнь, тогда они действуют. Такова возрастная физиология детей в этом периоде.

Педагог должен обладать глубокими знаниями о физиологии и психологии детей разных возрастов, понимать, как подростковая физиология влияет на процесс обучения, учитывать особенности их эмоционально-волевой деятельности, знать нюансы работы памяти и многое другое.

Что должны знать учителя?

Педагогическая работа должна основываться на знаниях возрастной психологии и физиологии, чтобы облегчить процесс обучения, дать понимание, как формировать учебные навыки у детей, как помочь учащимся, если у них возникают проблемы.

Задачи возрастной физиологии – учитывать физиологические особенности детей и подростков, которые влияют на развитие и способности к обучению. Для успешной педагогической работы учителям необходимо их знать и основывать на этих знаниях свою деятельность.

В педагогических институтах и колледжах изучают основы психологии и дают представление о возрастных особенностях детей. Учителю необходимо сосредотачиваться не только на преподавании предмета, но и знать особенности развития школьников. Физиология подросткового возраста должна приниматься во внимание, поскольку большинство проблем возникает как раз в это время.

Усвоение знаний учащимися зависит не только от передовых методик, которые учитель использует на уроке, но и от особенностей функций нервной системы, позволяющих согласованно работать памяти, вниманию, моторике и пр. Кроме того, знания возрастной физиологии нужны педагогам, чтобы знать, в чем заключаются возрастные особенности восприятия информации учениками разных классов. Физиологию учить надо не только в вузе, освежать знания необходимо и в процессе работы.

Даже самые популярные методики обучения не будут эффективными без знания возрастной физиологии и психологии. Педагогам необходимо опираться на эти знания, чтобы эффективно обучать детей, не навредив их психике и физическому состоянию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Рекомендуем прочитать
Gimnaziya№1
Что нужно для домашнего обучения

В статье рассказываем, что нужно для домашнего обучения, почему семейное нельзя путать с надомным, и как организовать процесс, чтобы ребенок учился сам.

Gimnaziya№1
10 страхов ребенка в школе: как с ними справиться

В статье психолог Онлайн Гимназии №1, эксперт по детско-родительским отношения Александра Гуливицкая расскажет, откуда берутся страхи у ребенка в школе, как с ними бороться.

Gimnaziya№1
О современном дистанционном обучении: технологии, методики преподавания, практики

Из статьи вы узнаете, как происходит обучение с применением дистанционных технологий. Какие есть современные методики преподавания и программы дистанционного обучения в школе.

Gimnaziya№1
Как не злиться на родителей: причины злости и что делать

Злость может появляться не только из-за конкретных детских обид, но и из подсознательного чувства. Рассказываем как перестать обижаться на маму и папу.

Gimnaziya№1
Дети и игровая зависимость: знать и предупредить

Предупредить детскую игровую зависимость (аддикцию) можно заранее. Рассказываем, как выявить, на что обращать внимание и когда бить тревогу.

Gimnaziya№1
Прокрастинация у детей

В статье рассказываем, что такое прокрастинация, причины ее возникновения у детей. А также приведем эффективные способы борьбы с детской прокрастинацией.

вверх