Формирование экологической грамотности школьников
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
В современном мире остро стоит проблема охраны окружающей среды, которая возникла на фоне взаимоотношений человека с природой. Все чаще в разных уголках земного шара отмечают угрозы экологической катастрофы. Во избежание опасных ситуаций эксперты заявляют о необходимости пересмотра взглядов на использование природных ресурсов. С этой целью в законодательстве РФ предусмотрено обучение экологической грамотности с раннего этапа формирования человеческой личности.
Понятие экологической грамотности
Под экологической грамотностью понимают сочетание знаний в областях и действий, которые связаны с поддержкой оптимального состояния окружающей среды. Она может быть свойством личности или развитой способностью. Некоторые люди с детства уделяют большое внимание бережному отношению к природе, а другим основы экологической грамотности нужно постепенно прививать, начиная с дошкольного возраста.
В школе обязательно нужно продолжать развивать заложенные ранее знания и навыки. Школьники более осознанно рассматривают корень проблемы бездумного природопользования. Они охотно соглашаются или высказывают желание участвовать в мероприятия по предотвращению или устранению ущерба, нанесенного природе человеком. Каждое учебное заведение должно поддерживать такие мероприятия и постоянно искать правильные пути формирования экологической грамотности. Только общее осознание проблемы позволит существенно повысить степень ответственности за результаты своей деятельности.
Особенности формирования у школьников
Проблема охраны окружающей среды за последние годы превратилась в глобальную, так как в той или иной степени присутствует в каждой стране. Ее невозможно решить только с помощью административных мер, поэтому обязательным считается просвещение школьников. Развитие у них осознания возможного вреда природе от бездумных действий человечества, развитие гуманного отношения к ней является главными задачами педагогов.
В школе формирование экологической грамотности начинают с младших классов на уроках природоведения, на которых объясняют не только особенности природных процессов, но и влияние отдельных поступков человека на состояние окружающей среды.
Педагоги разделяют 2 стороны экологической грамотности – сознание и поведение. Последнее формируется с годами, в большинстве случаев на фоне внеклассной деятельности школьника. По этой причине, кроме предоставления необходимых знаний, учителя часто предлагают детям выполнять различные задания, направленные на развитие экологической культуры поведения.
Взаимосвязь представленных компонентов обеспечивает формирование у школьников новых ценностей, гражданской позиции и стремления оказывать помощь в поддержке оптимального состояния окружающей среды. Для повышения интереса к проблеме проводится не только просветительная и практическая работа по получению необходимых навыков, но и организовываются познавательно-развлекательные мероприятия.
Одним из основных этапов развития экологической грамотности считается получение необходимых знаний об особенностях природы края, в котором мы проживаем. Для решения этого вопроса педагоги проводят мероприятия и уроки краеведческого характера. При этом эффективный результат достигается, если учитель сам хорошо разбирается в данной теме и содержание учебных пособий направлено на развитие понимания экологических ценностей.
Изучение материала, представленного в учебниках, должно позволить достичь следующих целей:
- углубить и расширить знания о правильном отношении к природе;
- привить желание сохранять все живое на Земле;
- понять причину возникновения экологической катастрофы;
- принять актуальность современных экологических проблем;
- вызвать желание к личностному участию в предупреждении возможных негативных последствий от бездумных действий человечества;
- заставить детей соблюдать нравственные и правовые нормы природопользования;
- привить навыки и умения, позволяющие поддерживать в нормальном состоянии экологическую среду.
Учебное заведение должно дать базовую подготовку ребенку для получения в последующем профессионально-ориентированного образования.
В начальных классах детям обязаны объяснить:
- принципы существующей взаимосвязи между живыми существами и неживой природой;
- разнообразное влияние природы на жизнь человека;
- значимость гуманного отношения к окружающей среде;
- последствия нарушения правил использования природных ресурсов.
Обучение школьников приносит положительный результат, когда затрагивает все дисциплины. На основе каждого предмета детям необходимо раскрывать вытекающую из его специфики экологическую проблему, искать пути ее предупреждения.
Необходимо, чтобы процесс изучения экологической грамотности велся непрерывно. В этом очень помогают внешкольные занятия типа экскурсий. При их организации педагог должен учитывать, что мероприятие должно не только повысить экологические знания, но и запомниться ученикам.
На туристических маршрутах можно познакомиться с природными памятниками родного края, увидеть всю красоту его различных уголков. Это хорошо развивает желание бережно относиться ко всему живому. Природа является лучшим источником знаний, ведь с ней человек познает все практическим путем.
Педагогические принципы
С целью построения продуктивного образовательного процесса педагогам необходимо сочетать следующие принципы:
- На всех этапах учебного процесса нужно учитывать возрастные психологические особенности школьников. Рекомендуется применение знаний, которые по осознанию больше подойдут детям в определенный возрастной период.
- Закладывание экологической грамотности в головы школьников должно осуществляться во всех областях знаний. Необходимые нормы поведения и сознания развивают не только на уроках, материалы которых связаны с изучением природных процессов.
- Вариант мероприятий для повышения уровня экологической грамотности подбираются с учетом интересов детей. К массовым мероприятиям относят работы по улучшению состояния, посадке и размещению растений в школьных помещениях или на окружающей территории. Также сюда относят конференции и фестивали природоохранной направленности. Школьникам очень нравятся групповые занятия в виде экскурсий и походов с целью изучения природы родного края. Не лишним считается и задания по созданию докладов, рисунков, поделок и исследований по темам, связанным с жизнью живых существ.
Успех проведения такой образовательной работы зависит от того, насколько учитель заинтересован в данном вопросе. Педагоги понимают, что живая природа играет важную роль в обучении школьников. Общение с ней и изучение ее процессов помогает ребенку познавать мир, раскрыть его новые способности, а также побуждает проявлять заботу о сохранении и приумножении природных ресурсов.
Совместное общение учителя и школьников с природой стимулирует у последних желание заботиться об окружающем мире. Последние стараются вложить душу в улучшение природы. Это отражается в будущем увеличением интереса детей к проектно-исследовательским работам на экологическую тематику. Они становятся инициаторами различной просветительской деятельности и верят, что мир спасет природная красота, которую обеспечит экологическая грамотность.