Гиперактивные дети: особенности взаимодействия в школе и семье

Время чтения: 7 мин.
Бесплатный пробный день
в Онлайн Гимназии №1
Подробнее

Посетите 3 настоящих урока с учителем

Выполните домашние задания

Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки

Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки

Подробнее
Содержание статьи:
  1. На что необходимо обратить внимание педагогам и родителям
  2. Рекомендации для учителей
  3. Советы родителям гиперактивного ребенка

В последнее время гиперактивных детей становится все больше, и о сложностях работы с такими учащимися многие педагоги начальных классов знают исходя из собственного опыта. Гиперактивные дети испытывают трудности в обучении, причинами которых являются нарушения функций головного мозга, отвечающих за внимание, память и мышление. Несмотря на проблемы с обучением, гиперактивные дети обладают нормальным интеллектом, просто к моменту поступления их в школу, биологическая зрелость ряда высших корковых функций еще не достигнута. 

Чем отличается гиперактивный ребенок от активного? Гиперактивный ребенок в постоянном движении, но контролировать себя он не в состоянии, поэтому продолжает двигаться даже при усталости, плач или истерика являются свидетельством того, что он окончательно переутомился, и сил больше нет. При этом уложить спать его практически невозможно. Такие дети очень много говорят, речь быстрая, других они перебивают, не дослушав, задают много вопросов, но не слушают ответы. Ребенок одинаково неуправляем дома, в школе, в магазине, в гостях. Он часто является зачинщиком ссор и конфликтов, агрессию свою не контролирует.

Полноценное и гармоничное развитие этой категории детей зависит от отношения окружающих, поэтому требуется создание условий, способствующих развитию гиперактивного ребенка и в то же время обеспечивающих более комфортное сосуществование с ним других людей: родителей, учителей, одноклассников.

Следует помнить, что гиперактивность не является результатом плохого воспитания, это диагноз медицинский и нейропсихологический, поставленный в результате специальной диагностики. У гиперактивных детей наблюдаются нейрофизиологические проблемы, которые они не в состоянии решить самостоятельно, поэтому наказания, замечания, окрики с ними не работают. Их поведение только ухудшится. В их случае хорошие результаты дает когнитивная коррекция, помогающая преодолеть трудности в обучении.

На что необходимо обратить внимание педагогам и родителям

  • Гиперактивным детям требуется здоровый образ жизни, включающий полноценный отдых, ежедневные прогулки, режим дня, учитывающий состояние ребенка. Таким детям рекомендован дневной сон даже в начальной школе, он эффективно влияет на восстановление работоспособности.
  • Им противопоказано переутомляться и работать в интенсивном режиме, который может стать помехой обучению и усвоению новых знаний. Специалисты рекомендуют не отдавать гиперактивных детей в группы продленного дня, потому что они переутомляются от постоянного присутствия других детей, перевозбуждаются, что негативным образом сказывается на качестве выполнения домашнего задания.
  • По возвращении из школы гиперактивного ребенка надо накормить и уложить спать хотя бы на час, и только после того, как он таким образом отдохнет и восстановит свои силы, приниматься за выполнение домашней работы. Такого режима следует придерживаться во 2-м и даже в 3-м классе.
  • Гиперактивные дети отличаются забывчивостью, и родители начинают усиленно тренировать память, однако сначала лучше заняться развитием речи, мышления и мелкой моторики. Для развития последней лучше всего подходит оригами. Это занятие не только развивает мелкую моторику гиперактивных детей, но и успокаивает их, мягко снимает перевозбуждение.
  • Гиперактивные дети нуждаются в особом подходе. Их необходимо заинтересовать и увлечь, но не в коем случае не принуждать, иначе нервно-психическое состояние может ухудшиться. Как и для других детей, лучшим стимулом для них является похвала. Их достижения не должны остаться без внимания, а неудачи необходимо анализировать, давать ребенку возможность понять, почему не получилось, и вселять уверенность, что в следующий раз все получится.
  • Особого терпения такой подход требует от педагогов, ведь в классе много детей, а гиперактивным детям необходимо больше времени и внимания. Учитель должен понимать истоки своеобразного восприятия и поведения гиперактивных детей, помнить, что они просто не могут вести себя иначе по биологическим причинам. Улучшений поведения и успехов в учебе стоит ждать только через несколько лет, как правило, признаки гиперактивности исчезают по мере взросления.

Рекомендации для учителей

  • учитель с книгойГиперактивный ребенок нуждается в индивидуальном подходе, поэтому необходимо посадить его как можно ближе, чтобы он всегда был на виду. Лучше всего для этого подходит первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду. По возможности надо лишить таких детей соседства по парте, чтобы у них было меньше поводов отвлечься. Разрешите ребенку тихо обращаться к вам за помощью, если возникнут затруднения.
  • Энергии гиперактивных детей требуется постоянный выход, направьте ее в мирное русло: пусть раздают тетради, стирают с доски, поливают цветы.
  • Существуют различия в освоении гиперактивным ребенком школьных предметов. Как правило, с математикой они справляются лучше, чем со чтением и письмом. Математика систематизирована, поэтому им легче усваивать суть материала. Для освоения других предметов им тоже требуется четкий алгоритм и задания типа «обведи нужный ответ», «вставь букву», «подчеркни правильный вариант» и т. п.
  • Сначала надо научить гиперактивного ребенка чтению, а затем письму, параллельно два навыка он не сможет освоить. Обучать чтению необходимо с визуальной опорой на буквы или на целые слова, при обучении использовать карточки.
  • Когда ребенок учится читать, чтение текста и его понимание – это разные и очень сложные задачи, а так как гиперактивные дети не отличаются внимательностью, они не могут пересказать прочитанное или ответить на вопросы, поэтому не требуйте этого от ребенка.
  • Помните, что замечания педагога для гиперактивного ребенка – это сигнал к ответным действиям, причем действиям порой непредсказуемым. Как правило, такие дети плохо реагируют на запреты, слова «нет» и «нельзя», зато они хорошо реагируют на доброжелательность. Хвалите их за хорошие дела и достижения, тем самым мотивируя к правильному поведению.
  • Договаривайтесь с гиперактивным ребенком, диктатура – плохая тактика в целом, а особенно с такими детьми.
  • Приветствуются творческие, развивающие задания, элементы игры, соревнования, монотонной деятельности лучше избегать.
  • Если время ограничено, давайте только одно задание; большие задания необходимо разбивать на части и контролировать, как гиперактивный ученик справляется с работой над каждой частью, выполнение должно быть последовательным.
  • Распределяя задания, ориентируйтесь на рабочий темп и способности ученика. Следите, чтобы ребенок не переутомлялся, в противном случае сразу снижается самоконтроль, и нарастает гиперактивность.
  • Создавайте такие ситуации, в которых ребенок смог бы показать свои сильные стороны, добиться успеха.
  • Совместно с психологами прививайте необходимые социальные нормы и навыки общения.

Советы родителям гиперактивного ребенка

  • ученик и его родителиДля гиперактивного ребенка необходим строгий распорядок дня, которого будут придерживаться все члены семьи.
  • Гиперактивные дети очень легко отвлекаются, когда делают уроки, поэтому необходимо быть рядом с ребенком во время выполнения домашнего задания, чтобы раз за разом спокойно возвращать его к работе.
  • Наблюдайте за работой ребенка, как только он начинает задумчиво смотреть вдаль, это сигнал, что его мозг устал. Значит, надо дать ему отдохнуть минут 10, поговорить, но не давать бегать и активничать. После короткого перерыва снова приступить к урокам.
  • Помогите ему с оформлением домашних заданий, чтобы ребенок не тратил время и энергию на прочерчивание полей и отсчет клеточек. Поставьте точку в том месте, где необходимо начать писать, и пусть пишет.
  • Работая с ребенком над заучиванием правил, таблицы умножения, стихотворений, помните о накапливающемся, несмотря на отдых, утомлении, которое тормозит запоминание и осмысление полученной информации, мешает ее усвоению. Не давите и не кричите на ребенка. Стихотворения учите четверостишиями, после заучивания правил или стихов дайте возможность отдохнуть, а вечером еще раз прочтите их ему. Помните, что такая подача информации не дает переутомляться и способствует запоминанию.
  • Гиперактивным детям противопоказано переутомляться, поэтому отложите на потом занятия в секциях и кружках, особенно в тех, где нагружают внимание и память.
  • Длительные занятия за компьютером, планшетом, просмотр телепрограмм, «залипание» в соцсетях тоже противопоказаны им.
  • Для того, чтобы скорректировать поведение гиперактивного ребенка, недопустимо кричать и ругать его. Необходимо постоянно хвалить и поощрять желательное поведение и игнорировать неприемлемое. Это называется методикой позитивной модели. То есть таким образом вы изо дня в день закрепляете приемлемое поведение.
  • Большую роль для полноценного развития гиперактивных детей играет здоровый образ жизни – прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, частый отдых, сбалансированное питание, следование режиму дня. Выбирая спортивные занятия, отдайте предпочтение плаванию и избегайте тех, где ребенок может травмироваться, получить сотрясение мозга.
  • В целом атмосфера дома должна быть доброжелательной, домашним следует окружит гиперактивного ребенка заботой, вниманием, проявлять терпение и такт, при этом мягко, но четко и последовательно руководить его деятельностью.

Для гиперактивных детей младший школьный возраст является очень важным периодом в жизни. Успешность обучения в это время влияет на дальнейшие интеллектуальное и психологическое развитие ребенка. Самая важная задача в этот период – сохранить у ребенка желание учиться и интерес к школьной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Рекомендуем прочитать
Gimnaziya№1
Прокрастинация у детей

В статье рассказываем, что такое прокрастинация, причины ее возникновения у детей. А также приведем эффективные способы борьбы с детской прокрастинацией.

Gimnaziya№1
Лучшие платформы для дистанционного обучения

Теперь даже оффлайн школы могут смело переходить в онлайн, не имея собственного сайта. Подобрали лучшие платформы для дистанционного обучения.

Gimnaziya№1
Как уговорить родителей перейти на домашнее обучение

Как убедить родителей, что на уроках скучно? Какими аргументами запастись в пользу того, что лучше лишний раз съездить на олимпиаду, чем просиживать штаны в душном классе? Собрали факты и истории наших учеников.

Gimnaziya№1
Как перевести ребенка на дистанционное обучение

В статье рассказываем, как перейти на дистанционку, и что для этого нужно в 2024 году.

Gimnaziya№1
Плюсы и минусы семейного образования

Поэт, публицист и член-корреспондент Петербургской академии наук Федор Тютчев в свое время получил семейное образование. Это один из ярких примеров хоумскулинга, когда образование было получено дома. Поэт изучил арифметику, географию, историю, иностранные языки. Кстати, французская речь звучала в его доме на постоянной основе, поскольку родители свободно говорили на языке.

Современные “семейники” – ученики, обучающиеся на семейном образовании (СО). Они, как и все российские дети, проходят образовательную школьную программу, но дома, как и великий поэт. Собрали плюсы и минусы семейного обучения, чтобы закрыть частые вопросы: зачем нужна такая форма получения образования, кто может учиться из дома, какие “подводные камни” существуют.

Gimnaziya№1
Как сдавать ОГЭ на семейном обучении

Основной государственный экзамен (ОГЭ) – это итоговая аттестация за курс основного общего образования в России, то есть за 9-й класс. Без него не выдадут аттестат и, соответственно, не получится продолжить обучение в других образовательных учреждениях. А что, если ребенок на семейном обучении (СО)? Как сдавать, оо или дистанционно? К чему нужно быть готовым?

вверх