Как избежать компьютерной зависимости у ребенка
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Специалистами официально признается такая проблема, как компьютерная зависимость у детей и взрослых. Ребенок чаще втягивается в видеоигры, ролики на YouTube и т.д. из-за особенностей возрастного периода. С другой стороны, предотвратить это легче.
Диагностика
Прежде всего, компьютерную зависимость у детей необходимо правильно диагностировать. Мы живем в XXI веке, когда стало почти невозможно представить себе человека, не использующего достижения современной цивилизации, в том числе, разнообразные электронные устройства. Нет ничего страшного в том, чтобы дети обучались работе на ПК или ноутбуке и активно применяли в учебе и развлечениях.
Однако существуют и патологические признаки:
- Чрезмерная зацикленность – это проявляется зависимость от видеоигр у детей, когда ребенок каждую свободную минуту пытается включить ПК, приставку или телефон, чтобы поиграть в какую-либо игру.
- “Общение” с техникой начинает негативно влиять на успеваемость в школе – компьютерная зависимость у детей и подростков чаще становится очевидна именно тогда, когда прежде хорошо успевающий ученик начинает приносить «двойки», игнорировать домашнее задание. Желательно уметь обнаружить ситуацию до того, как “развлечение” станет вредить успеваемости.
- Ребенок становится нервным, раздражительным, не хочет общаться ни с ровесниками, ни с родителями. Возникают конфликты.
- Могут появляться соматические признаки – головная боль, расстройство пищеварения, зачастую – хроническая усталость, которая вызвана переутомлением нервной системы.
Профилактика компьютерной зависимости у детей не столь проста, потому что полный запрет гаджетов нереален в «обычной» жизни, а если аддикция уже сформировалась, то ликвидация источника «угрозы» вызовет сильный стресс. Он тоже причинит немало вреда. Однако существуют более рациональные способы.
Как избежать серьезных ситуаций
Профилактика зависимости у детей начинается с понимания того, почему ребенок «уходит» в виртуальную реальность. В определенном возрасте норма увлечься какой-нибудь “стрелялкой” на несколько дней или недель, но в норме потом ребята переключаются на иные хобби, зачастую вообще не связанные с гаджетами.
Поэтому следует обратить внимание на провоцирующие развитие привыкания факторы
- Нет контакта с родителями, сложности в семье. Это наиболее распространенная причина, вынуждающая детей «спасаться» от негативных переживаний в виртуальном мире. Скандалы, ссоры, напряженная обстановка, даже излишне требовательное воспитание – все это является провоцирующими факторами.
- Столкновения со сверстниками, буллинг в школе. Травля – одна из самых распространенных проблем, которая затрагивает каждого пятого школьника. Компьютер играет роль отдушины, а способом того, как ребенка отучить от компьютерной зависимости, может выступить как раз альтернативное обучение с помощью того же компьютера, то есть, дистанционный формат, предотвращающая буллинг.
- Отсутствие других хобби, альтернативных интересных занятий. Здесь лучшим способом того, как избавить ребенка от виртуальной зависимости, особенно если она только начала развиваться, выступит подбор других интересных видов деятельности.
Таким образом, основа превентивных мер – это поиск причин. Любая дурная привычка развивается только при наличии соответствующей «почвы». Взрослые в состоянии предотвратить плохое «увлечение» компьютером.
Следует иметь в виду еще несколько рекомендаций
- На основе возраста, рекомендуется от получаса до трех-четырех часов за экраном в день. Не стоит позволять совсем маленьким (дошкольникам) развлекаться постоянно с электронными устройствами, в этом возрасте желательно развитие без электронных устройств.
- Не стоит путать дурную привычку и нормальное увлечение. Если ребенок использует компьютер для своего образования, хочет выучиться на программиста или просто изучает интересные ему вопросы – это нормально.
- Тем не менее, желательно ограничить время, договорившись с ребенком: например, час за ПК – два часа какой-либо иной активности.
- Нужно подавать пример: если взрослые проводят все время в играх, телефоне, перед телевизором или за тем же ПК, дети будут вести себя так же. Превентивные меры – совместные прогулки, настольные викторины, иные семейные мероприятия без электронных устройств.
- Наконец, если аддикция уже сформировалась, то возможно понадобится консультация с психологом, причем, лучше выбирать не детского, а семейного: почти всегда проблема лежит на таком уровне.
Компьютерная “плохая привычка” не вызывает химического привыкания, в отличие от наркотиков, алкоголя или табака. Поэтому любая подобная аддикция обратима, даже в самых сложных ситуациях находится выход.