Как выбирать фильмы для школьников
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Просмотр фильмов воспринимается как простое развлечение, но, если знать, как правильно смотреть кино вместе с детьми, это занятие может оказаться не только увлекательным, но и полезным. Благодаря просмотру хороших фильмов развиваются художественный вкус, эрудиция, образное и критическое мышление, расширяется кругозор.
Как выбирать фильмы для просмотра со школьником
Поскольку вы как родитель или педагог отвечает за фильмы, которые показываете детям, не стоит при выборе фильма опираться на отзывы знакомых, коллег и уж тем более верить аннотациям и отзывам киноманов в интернете. Даже если вы когда-то давно посмотрели фильм, который вам понравился и который вы, как вам кажется, помните, пересмотрите его перед показом детям. Может оказаться, что фильма не заслуживает просмотра, потому что с течением времени ваши вкусы поменялись, или по той причине, что он содержит сцены или диалоги, которые не рекомендованы детям. Если фильм новый, тоже сначала лучше просмотрите его в одиночестве или обратите внимание, на какую возрастную аудиторию он рассчитан. Перед просмотром стоит рассказать ребенку о режиссере и актерах, месте и времени событий, дать интересную информацию о съемках.
Как правильно смотреть кино
Как правильно смотреть кино, чтобы время не было зря потраченным? Ребенок должен не просто смотреть фильм, а анализировать то, что видит. Если фильм слишком поверхностный, не затрагивающий глубинных вопросов бытия, просмотр может оказаться бесполезным. Фильм, не заставляющий сопереживать героям, не вызывающий ассоциаций с жизнью, не позволяющий увидеть ребенку в героях себя и свое окружение, можно считать временем, потраченным впустую.
Вопросы для обсуждения фильма можно дать перед его просмотром. Если фильм дети смотрят в классе вместе с педагогом, можно попросить их делать записи по пунктам, написанным на доске, которые будут использованы при обсуждении фильма после его просмотра.
Примерные пункты для заметок:
- предметы в обстановке, которые притягивают к себе внимание;
- отсылки к другим фильмам или книгам;
- какие движения и позы героев привлекли внимание или показались интересными;
- фразы, которые понравились;
- кадры, которые запомнились;
- какие вопросы появились при просмотре;
- какие мысли и ассоциации возникли;
- заметили ли какие-то несостыковки;
- поведение героев понятно и приемлемо или нет.
Вопросы для обсуждения фильма могут быть и другими, главное, чтобы они помогли с анализом кинокартины.
Для лучшей интерпретации фильма детьми в помощь им можно предложить несколько схем. Концепция деконструкции сюжета советского филолога Владимира Проппа, описанная в работе «Морфология сказки», излагает универсальные структурные схемы сказок, по которым действуют герои и раскрывается сюжетная линия. Эту же концепцию можно применить при анализе литературных произведений и фильмов.
В числе схем следующие:
- запрет или предписание;
- нарушение запрета;
- вредительство;
- отъезд из дома;
- задача;
- встреча с дарителем;
- появление героя;
- получение антигероем сведений о герое;
- обман со стороны антигероя и пр.
Как обсуждать фильмы, если сюжет не соответствует схеме? Многие сюжеты разворачиваются по схемам, но иногда некоторые схемы отсутствуют, или нарушается их последовательность. Обратите внимание детей после просмотра фильма и на эти нюансы.
Рассказать о языке кинематографа
Многим детям не понятен язык кинематографа, если в семье не принято смотреть фильмы с последующим их обсуждением. По этой причине школьников необходимо учить пониманию кинематографического языка, включая сценарий, постановку света и пр. Как обсуждать фильмы с глубокими режиссерскими задумками? Детей можно попросить на протяжении всего фильма наблюдать за развитием сценария, игрой актеров, светом или звуковыми эффектами. Задумка режиссера, как правило, многоплановая и может выражаться даже с помощью мельчайших деталей (принт на футболке героя, песня, которую он напевает или насвистывает, книга или журнал, которые читает). Именно так режиссер создает отсылки к другим художественным или музыкальным произведениям.
Вопросы после просмотра фильма
Недостаточно просто посмотреть фильм, особенно глубокий, заслуживающий отдельной всесторонней проработки. Необходимо поговорить с детьми о фильме после просмотра. Вопросы будут зависеть от просмотренного фильма, нельзя все время задавать одни и те же шаблонные вопросы.
Например, вопросы после просмотра фильма могут быть следующими:
- Какое послевкусие оставил фильм?
- Что вы почувствовали во время просмотра и после него?
- Понравился ли фильм? Принес ли его просмотр удовольствие?
- Есть в фильме эпизоды, похожие на вашу жизнь или жизнь ваших друзей?
- Что вызвало удивление или недоумение?
- Остались ли вопросы после просмотра фильма?
- Может ли фильм стать популярным у широкой зрительской аудитории или он для эстетов?
Многие школьники не любят классные часы за их однообразие и неинтересные темы. Можно раз в месяц проводить классный час – обсуждение фильма. Учителю такие просмотры могут принести двойную выгоду: повысится вовлеченность учеников, и появится возможность обсудить фильмы, в которых затрагиваются актуальные для школьной жизни темы.
Поколение Z предпочитает интерактивные форматы, а просмотр фильмов – один из них. Главное для родителей и педагогов – сделать этот просмотр полезным и глубоким, способствующим развитию личности ребенка.