Нужно ли помогать школьнику делать уроки
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Многие психологи и педагоги уже на протяжении многих лет не могут прийти к единому мнению о том, стоит ли помогать ребенку делать уроки. Однозначно ответить на данный вопрос нельзя. Многое зависит от личностных и сторонних факторов: интеллектуального уровня школьника, качества его подготовки в дошкольном возрасте, степень воспитанности и дисциплинированности, общая атмосфера в семье и др.
Для того чтобы понять, следует ли оказывать помощь школьнику, родители должны понаблюдать и определиться с рядом важных моментов.
- Общий настрой ученика на учебу. В случае, когда ребенок не имеет интереса к учебе, важно постараться его обрести. Для этого можно использовать элементы игры, систему поощрения и другие мотивирующие способы.
- Степень нагрузки. Зачастую школьники испытывают сложности в обучении из-за колоссальной нагрузки. Большой объем домашнего задания после трудового дня, а также возможные кружки и секции выматывают ученика, отбивая у него интерес.
- Умственные способности, степень развития. Также большое значение имеют интеллектуальные возможности школьника. Именно от них зависит потребность в помощи со стороны родителей или самостоятельное выполнение всех заданий.
На основании данных моментов можно сформировать собственную модель поведения в плане помощи подготовки уроков школьника.
Помощь в младшем школьном возрасте
Начальная школа – это сложный переходный этап от детского сада и беззаботной жизни к школе с серьезными требованиями. Дети испытывают большой стресс и не осознают в полной мере возлагаемой на них ответственности. В таких ситуациях школа и уроки воспринимаются как развлечение, игра. Задача родителей максимально сгладить данный переход, сделать его безболезненным. Здесь помощь при выполнении домашнего задания необходима.
Во-первых, ребенок еще не имеет четкого понимания необходимости данных действия. Важно сформировать в нем навыки дисциплины и осознания значимости учебы.
Во-вторых, дети-непоседы испытывают огромные сложности с продолжительным выполнением заданий на месте. Поэтому родителям следует использовать игровую форму при выполнении уроков, всячески оптимизировать данный процесс.
В-третьих, младшие школьники часто не имеют режима. Именно в начальной школе важно отладить последовательность действий после школы. Например, обед, небольшой отдых, уроки, досуг. Тогда подобная модель поведения сохранится у школьника в последующие годы.
Помощь должна заключаться в контроле выполнения ребенком заданий. Нельзя решать примеры или писать сочинения за него. Такая медвежья услуга будет иметь массу негативных последствий в дальнейшем. Необходимо приучать ученика к самостоятельности с первых школьных дней. Однако нахождение родителей рядом будет свидетельствовать об их поддержке, заботе и готовности прийти на помощь в нужную минуту.
Обучение в средних классах
Средние классы приходятся на подростковый период школьника. Часто в эти годы родители испытывают особые сложности с детьми. Это проявляется в юношеском максимализме, желании самовыражаться, проявлять протест, бунтовать и т.д. Интерес к обучению и успеваемость может резко снижаться. Систематический отказ от выполнения домашних заданий может привести к большому пробелу в знаниях.
В подобных ситуациях родителям важно оказывать поддержку ребенку, однако не переходить личностных границ школьника. Тотальный контроль может только усугубить ситуацию и спровоцировать утрату контакта между родителями и ребенком. Помогать в выполнении уроков следует в случаях, когда ученик сам об этом просит и демонстрирует непонимание конкретного предмета или темы. Помощь можно оказать несколькими способами.
Во-первых, это может быть самостоятельное освоение материала, объяснение его ребенку. Это очень эффективный метод, однако, не все родители имеют такую возможность, желание и время.
Во-вторых, можно нанять репетитора. В данном случае помощь будет профессиональной и принесет положительный результат.
В-третьих, можно договориться с ведущими учителями о дополнительных занятиях. Это поспособствует не только более глубокому усвоению материала, но и установке тесного контакта с преподавателем.
Выбирая первых метод, родители должны помнить, что не следует делать уроки за ребенка. Например, написание хорошего сочинения может принести положительную оценку. Но в дальнейшем нехватка необходимых навыков и знаний выльется в отрицательный результат на экзаменах или промежуточной аттестации.
Помощью в выпускных классах
Старшие классы – это период повышенных нагрузок на школьников. Активная подготовка к государственным экзаменам, объемные домашние задания, большое количество уроков в школе вызывают быструю утомляемость ученика, потерю интереса к учебе. Повышенное чувство ответственности заставляет многих школьников заниматься более интенсивно, тратить массу свободного времени на усиленную подготовку к испытаниям. Роль родителей в данный период крайне велика.
Помогать выполнять задания вместе с ребенком не совсем уместно, особенно в тех ситуациях, когда он об этом не просит. Личный режим, дисциплина, чувство ответственности уже выработаны на определенном уровне. Изменять эту систему поздно и бесцельно. Гораздо важнее позаботиться о правильном и безопасном распорядке дня.
Родителям рекомендуется позаботиться о правильном питании школьника, сделать его насыщенным и сбалансированным. Достаточное количество витаминов и иных полезных элементов благотворно сказываются не только на пищеварительной, но и умственной деятельности. Также важно контролировать достаточное количество отдыха и физической активности школьника. Важно напоминать ребенку о необходимости прогулок на свежем воздухе, достаточном сне, эмоциональной разгрузке. Именно такая помощь для старшеклассника будет более эффективной и полезной.
Также в случае необходимости и желании максимально качественно подготовиться ЕГЭ или ОГЭ следует нанять репетитора. Важно, чтобы ребенок был заинтересован в положительном результате и высоком балле. Тогда дополнительные занятия не будут напрасными.
Роль родителей в образовательном процессе школьника довольно велика. Однако в каждом действии важно знать меру. Помощь в выполнении уроков уместна только в том случае, если ребенок действительно в ней нуждается и просит об этом. Навязывание своих услуг может лишь отдалить ученика, а также снизить интерес к образованию.