Педагогика Монтессори

Время чтения:
Содержание статьи:
  1. История возникновения системы
  2. Суть методики
  3. Основные принципы системы
  4. Философия методики
  5. Сферы развития ребенка
  6. Роль семьи в обучении
  7. Достоинства и недостатки системы

Монтессори педагогика представляет собой уникальную систему, направленную на раннее развитие детей и исключающую какие-либо ограничения в сфере деятельности и жесткие запреты. Применять данную методику можно с первого года жизни ребенка, главное подобрать предметы и направления занятий, вызывающие интерес у малыша. При развитии с применением системы Монтессори позволяет вырастить целеустремленную, любознательную, дисциплинированную и добрую личность.

История возникновения системы

Основоположником новой модели педагогики является Мария Монтессори — первая женщина врач 19 века и итальянский педагог. Результатом ее работы стали фундаментальные труды о воспитании и образовании, ставшие основой многих образовательных программ.

Мария всегда выступала за справедливость и была уверенна, что образование необходимо абсолютно каждому ребенку, даже имеющему некоторые особенности развития. Именно эта особенность мировоззрения послужила толчком к разработке особой системы обучения.

Методы Монтессори педагогики способствуют самостоятельному обучению и работают даже в тех случаях, когда классическое обучение неэффективно. Взрослый должен понять, что интересно ребенку, предоставить ему базу для познавательных занятий и научить нею пользоваться.

Суть методики

Основной задачей преподавателя является поддержание интереса ребенка. Ведь когда малыш увлечем тем, что ему действительно нравиться, занятия могут длиться значительно дольше. Во время занятий важно сохранять свободу действий, эмоций и мышления. Это позволит проводить обучение в легкой обстановке, без принуждения и соперничества.

Во время обучения взрослый становиться помощником, основной задачей которого является пробуждение интереса к занятиям. Во время общения отсутствует навязывание чужого мнения и стимулирование «правильного» ответа.

В монтессори-группе должны соблюдаться определенные правила. К примеру, после окончания занятий игрушки необходимо разложить по местам, а книжки поставить на полку. Это научит ребенка поддерживать порядок и самодисциплинироваться.

Суть педагогики Монтессори заключается в развитии мелкой моторики. Основатель системы была уверенна, что занятия с мелкими деталями стимулирует внимание, память, интеллект и запускает речь. Также процесс обучения направлен на формирование осязания, обоняния, вкуса, слуха и зрения.

В канонах методики нет места критике и запретам. Каждый может ошибаться. Ребенок способен самостоятельно найти верной решение.  Также система подразумевает максимальную самостоятельность. Книги и пособия располагаются в зоне доступности, чтобы дети могли сами брать интересующий объект и возвращать его на место. И еще одна особенность — все издание представлены в единичном экземпляре. Это стимулирует дополнительное общение и учит ребенка договариваться.

Основные принципы системы

Несмотря на то, что данная система разработана для раннего развития, можно создавать разновозрастные группы. Так старшие дети приобретут навыки лидерства и смогут обучить младших, которые в свою очередь познают азы заботы и взаимопомощи. Принципы Монтессори педагогики учат сотрудничеству, даже когда возникают разногласия и недопонимания.

Методика призывает относиться к ребенку с таким же уважением, как и к взрослому. Это поможет сформировать понимание того, что он также важен и значим как папа и мама, а окружающим мир вполне реален и достигаем.

Система педагогики Монтессори исключает какую-либо форму принуждения. Основатель методики делала акцент на природном желании ребенка развиваться, приобретать новые знания и навыки. Основной задачей педагога и родителей является поддержание возникшего интереса и создание безопасных условий для приобретения нового опыта и расширения имеющихся граней сознания.

Философия методики

Главным смыслом монтессори-педагогики является самостоятельное обучение. Ребенок познает окружающий мир, приобретает новые навыки, выстраивает логические цепочки без участия взрослого. При этом педагог всегда находится рядом для сохранения чувства безопасности и избавления от одиночества.

Философия методики наглядно просматривается в кратких тезисах:

  • Ребенок — личность, заслуживающая уважения.
  • Все дети от природы обладают любопытством и желанием совершенствоваться.
  • Взрослый должен создать благоприятную среду для полного раскрытия потенциала ребенка.
  • Педагог лишь дает направление к самостоятельной деятельности, но не заставляет выполнять что-либо.

Сферы развития ребенка

Согласно основам системы, игровую комнату необходимо поделить на несколько зон — сенсорную, математическую, языки, естествознание и практическая жизнь. Также можно добавить творчество, спорт и игру.

Это позволяет допиться естественного развития ребенка по нескольким направлениям:

  1. Выполнение бытовых навыков. Это облегчит адаптацию к взрослой жизни.
  2. Развитие чувственного восприятия мира — каждый окружающий предмет реален, имеет структуру и составные детали.
  3. Зарядка для ума — выполнение простейших математических действий стимулирует развитие рационального мышления.
  4. Коммуникации. Язык является основой понимания. Чтобы понять мир следует владеть общепринятой речью.
  5. Творчество. Монтессори педагогика уделяет особое внимание творческим занятиям. Рисование или музыка не только развивают воображение, но и дают возможность выпустить эмоции без крика и физической агрессии.
  6. Развитие таланта. Это направление тесно граничит с творчеством, но включает изучение более точных наук, при наличии природных способностей или после изучения более легких дисциплин.

Кроме интеллекта обучение по педагогике Монтессори может использоваться для развития физических навыков. Согласно исследованиям, дети из обучающих групп более развиты, чем их сверстники из классической школы. Это связано с тем, что преподаватель умеет слушать ребенка, слышит его и понимает.

В школе Монтессори нет стандартной системы оценивания знаний. Здесь ребенок не расстроиться из-за двойки, а сравнение идет исключительно с предыдущими личными успехами. Указание на недочеты происходит в непринужденной обстановке при доверительном разговоре. Это позволяет ребенку провести анализ личных успехов и усовершенствовать приобретенные навыки.

Роль семьи в обучении

Для правильного и полноценного развития ребенка родители также должны участвовать в процессе. Рекомендуется дома или в детской создать соответствующую атмосферу. Это оградит ребенка от диссонанса, когда в школе и дома его окружают разные предметы.

Для сохранения равноправия между взрослыми и детьми, в семье необходимо соблюдать основные заповеди методики:

  • Все что окружает ребенка, помогает ему обучаться.
  • Критика учит осуждать других.
  • Похвала помогает давать адекватную оценку ситуации.
  • Ребенок становится враждебным при проявлении агрессии в его сторону.
  • Честный разговор о победах и промахах, позволяет здраво анализировать свои достижения.
  • При высмеивании поступков, ребенок вырастает робким.
  • Только находясь в безопасной среде, дети учатся доверять окружению.
  • Навязанное чувство стыда вызывает комплекс неполноценности.
  • Ценить себя и прислушиваться к своим чувствам ребенок научится при честном одобрении.
  • Проявление терпения учит снисходительности.
  • Подбадривание дарит внутреннюю силу и чувство уверенности.
  • Атмосфера дружбы и ощущение необходимости учит правильно проявлять любовь.
  • Нельзя обсуждать ребенка за спиной.
  • Особое внимание следует уделять хорошим поступкам.
  • При обращении следует переключить свое внимание на ребенка.
  • Важно всегда давать шанс исправить ошибку.
  • Если ребенок находиться в поиске — предоставьте ему помощь. Станьте незаметным для ребенка нашедшего свое направление.
  • Всегда будьте рядом и поддерживайте любые начинания.

Достоинства и недостатки системы

Основными преимуществами педагогики Марии Монтессори являются:

  • Обучение в индивидуальном ритме, не требующее соблюдения общеобразовательных норм и соперничества.
  • Любознательные и инициативные дети не будут скучать во время занятий.
  • Ребенок учится находить себе занятие и считаться с потребностями других, обретает навыки выполнения бытовых обязанностей.
  • Дети отчетливо осознают «личные границы» и «собственное достоинство»

Среди недостатков данной системы обучения можно выделить:

  • Высокую стоимость пособий. Необходимость их разнообразия и достаточного количества требует весомые материальные вложения.
  • Оптимальную среду, адаптированную для занятий по системе Монтессори крайне сложно создать в условиях дома.
  • Детям, занимающимся по методике, бывает сложно адаптироваться к дисциплине классических садов и школ, в которых педагог считается авторитетом и все должны выполнять одинаковые задания.

Методика Монтессори на сегодняшний день переведена на 20 языков и выступает руководством по образованию детей дошкольного и младшего школьного возраста в более 30 странах. Она идеально подходит родителям, для которых важно индивидуальное обучение, отсутствие границ и свобода выбора.

Учиться онлайн еще никогда не было так просто!

Заполните, пожалуйста, контактные данные и получите подробную консультацию и бесплатный пробный день в нашей школе

    Заполните поле
    Заполните поле

    Выберите класс

    Выберите класс

    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    вверх