10 страхов ребенка в школе: как с ними справиться

Время чтения: 8 мин. 52 сек.
Бесплатный пробный день
в Онлайн Гимназии №1
Подробнее

Посетите 3 настоящих урока с учителем

Выполните домашние задания

Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки

Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки

Подробнее
Содержание статьи:
  1. Откуда и когда появляются страхи у школьников
  2. Влияют ли оценки на самодостаточность ребенка
  3. Ранний пубертат
  4. Боязнь самовыражения у подростков
  5. Существуют ли дети, которые вообще ничего не боятся, или страх – это нормально?
  6. Ребенок боится ходить в школу, что делать?
  7. Как быть, если школьнику страшно сдавать ОГЭ или ЕГЭ
  8. Что делать, если ребенок боится разочаровать родителей и учителей
  9. Как помочь ребенку справиться со страхом сдачи ОГЭ или ЕГЭ
  10. Другие страхи школьников
  11. Детские страхи, или как семья становится виновником тревожности
  12. Что можно пожелать детям, испытывающим разного рода страхи в школе

Страх – естественная реакция организма на внешние раздражители. По данным ВЦИОМ, у 78% людей есть фобии: боязнь высоты или акрофобия (28%), страх публичных выступлений или глоссофобия (11%), страх перелетов на самолете (10%) и так далее. У детей тоже есть свои страхи. В 2018 году немецкое Агентство медицинского страхования (DAK) проводило исследования, результаты которого показали, что примерно 3,5% из 11 миллионов опрошенных детей страдают от школьной фобии. Так чего же боятся школьники, и почему? Об этом расспросили Александру Гуливицкую, психолога Онлайн Гимназии №1, задав свои вопросы и присланные нашими учениками.

Откуда и когда появляются страхи у школьников

Начальная школа – это отдельная история. В первом классе присутствует эффект новизны, к тому же, нет оценивания знаний. Ребенок находится в поисках себя и еще не умеет сравнивать себя с другими. И, если учитель опытный, грамотный, то первый класс “зарядит” ребенка на все 11 лет школы. Очень многое зависит от умения педагога раскрыть в ребенке потенциал. Не научить чему-то (в плане знаний), а помочь ему найти свои сильные стороны.

Откуда и когда появляются страхи у школьников

А вообще, единственное, чему должны научить в начальной школе – это усидчивости и умению воспринимать учебную информацию. И, если учитель делал это без насилия, если он “вырастил” потребность в познании, то ребенка уже ничем не сломать: ни учителями, ни оценками.

У ребенка, который вступает в переходный возраст, начинает формироваться потребность в социализации. В это время мысли, переживания, тревоги связаны не столько с учебой, сколько с тем, что происходит в школьном коллективе. Принято выделять несколько физиологических тревог, когда ребенок переживает о том, но явно может этого не понимать, как он выглядит, какое место занимает в группе сверстников, как одевается, какая у него форма тела.

При переходе из начальной школы в среднюю у ребенка появляется страх нового. Несколько лет он провел с одним учителем, а здесь появляется сразу семь или восемь новых педагогов, причем каждый выдвигает свои требования. Есть много нюансов, которые ребенок в 11 лет не всегда может осознать и понять, и как правильно к этому относиться. Отсюда и “растут ноги” страхов. Ребенок начинает бояться отвечать перед всем классом, во время проверки домашних заданий, выходить к доске и так далее. Кто-то привык громко говорить в начальной школе, в новых условиях ему сложно “снизить громкость”.

Влияют ли оценки на самодостаточность ребенка

Во втором классе детям начинают ставить оценки. Я бы сказала, это критический период школьного обучения. И, в последнее время, я наблюдаю нездоровое отношение родителей и детей к оценке. Некоторые мамы и папы используют манипуляции, например, “получишь пятерку – дам тебе тысячу рублей”. Как итог, ребенок волнуется, что не получит отличную оценку, не успеет выполнить домашнее задание, закрепить пройденный материал, потому что у него сегодня еще несколько кружков.

Не существует ни взрослых, ни детей, у которых нет страхов.

Потом появляются защитные реакции, например, ребенок прикидывается больным или, действительно, начинает болеть. Психосоматика – страшная вещь. Школьник думает, если в первом классе его любили просто так, то теперь – за хорошие оценки. Так и начинают формироваться страхи, для маленького второклассника это огромный стресс.

Ранний пубертат

В третьем и четвертом классах свои особенности. И, если третий класс – время затишья, когда ребенок уже адаптировался в школьных условиях, то в четвертом может начаться ранний пубертат. Девочки и мальчики уже не единый коллектив, на фоне гормональных изменений они делятся на небольшие группы по полу и интересам.

А еще в четвертом классе начинается прощание с детством. Дети понимают, что скоро перейдут в среднюю школу, но они так сильно привязались к своему первому учителю, что не хотят с ним расставаться. Это больше ностальгия по беззаботному времени.

Боязнь самовыражения у подростков

В 12-13 лет может проявиться страх самовыражения. Подросток попадает в новые социальные ситуации, где нужно себя самопрезентовать. Дети с низкой самооценкой и такой же сопротивляемостью к стрессу, с высоким уровнем общей тревожности, весьма болезненно переживают моменты, связанные с собственной социальной неуспешностью. Это основа проблемы, а следствиями будут замкнутость, нежелание идти в школу, общаться с одноклассниками, негативизм по отношению к родителям и учителям. Внутри ребенка развивается довольно сложная эмоциональная среда. Родителям и учителям не всегда понятно, что с ребенком происходит.

Существуют ли дети, которые вообще ничего не боятся, или страх – это нормально?

Страх – это базовое чувство, которое встраивается в структуру личности сразу после рождения. Это заложено эволюцией для сохранения жизни, за это отвечает средний мозг. Когда ребенок еще не умеет говорить, о своем дискомфорте он сигнализирует кряхтением, криком, плачем.

Есть дети просто с устойчивой психикой, есть с более мобильной психикой, более чувствительной, тревожной, нежной, тонкой.

Разделять детей по устойчивости психики нет никакого смысла, так как она развивается и закаляется на протяжении всей жизни. Поэтому какие-то тревоги уходят, когда заканчивается пубертат, другие – когда нормализуется гормональный фон, и так далее. В итоге, психика становится только крепче.

Ребенок боится ходить в школу, что делать?

Ребенок боится ходить в школу, что делать?

Какие могут быть причины, если школьник ничего не рассказывает, чем ему могут помочь родители? Давайте обратимся к виктимологии, области психологии, которая изучает жертвенное поведение. Жертва крайне редко выносит свои проблемы на всеобщее обозрение. Почему? Потому что это психологически слабый ребенок. Сильного если и выберут жертвой, он быстро даст понять, что с ним так нельзя. А ребенок со сниженным эмоциональным тонусом, который не умеет отстаивать свои границы, может стать объектом нападок со стороны одноклассников. Это может быть ребенок с морфологическими особенностями: полный или с врожденным дефектом. Всякое в жизни бывает. Печально, что и учителя не всегда следят за собой и не пытаются рассмотреть ситуацию глубже, пускают все на самотек.

Рассказать о проблеме родителям школьник, чаще всего, боится. Есть еще родители, которым вообще нет смысла рассказывать, так как они способны только усугубить проблему. И ребенок это понимает, поэтому остается наедине со своей проблемой.

О буллинге. Сейчас создается много движений и проводится курсов, где психологи советуют найти взрослого, который поверил бы и разделил бы проблему ребенка. И что не обязательно такими взрослыми будут мама или папа, еще кандидаты: куратор, классный руководитель, завуч по воспитательной работе, школьный психолог. В конце концов, старший брат или сестра. Обязательно нужно обратиться за помощью ко взрослому человеку, так как  выходы из таких ситуаций могут быть трагичными.

Как быть, если школьнику страшно сдавать ОГЭ или ЕГЭ

Мои дети сдавали ЕГЭ, а сейчас я сама являюсь классным руководителем 9-го класса. Ребятам предстоит сдавать ОГЭ. По моим наблюдениям, тревожность есть, но она здоровая, когда наблюдается нормальный стресс. Безусловно, бывает и деструктивный стресс. Совсем не бояться экзаменов – так себе позиция. Даже отпетые отличники волнуются, это нормально, ведь нужно оценить важность момента.

Я не видела, чтобы кто-то от страха падал в обморок, хотя много раз была наблюдателем и сопровождающим. Кто-то выходил через 20 минут расстроенным – было видно, что ребенок не справился. Кто-то сидел положенное время. Однако все ребята были вполне сдержанными. Скорее всего потому, что готовились, ведь про экзамен они узнали не за три дня до сдачи. Обычно к этому готовятся с 8-го или 9-го классов. Самый главный совет: готовиться заранее. Если не складывается по каким-то причинам, лучше перенести сдачу на следующий год, а за это время подготовиться.

Что делать, если ребенок боится разочаровать родителей и учителей

Плохо, когда родители создают негативную ситуацию вокруг экзамена. Ни ОГЭ, ни ЕГЭ жизнь не заканчивается. К сожалению, по статистике, подростковых суицидов на первом месте стоят случаи, когда ребенок не оправдал ожидания родителей. Волна трагедий всегда ожидается в мае и июне, и с каждым годом их все больше. Это, конечно, ужасная статистика.

Более того, все это накладывается на общее эмоциональное состояние общества. К тому же, каждый год образование меняется. Вводятся изменения, например, через два года школьника будут сдавать не два предмета на выбор, а уже четыре. Поступить в 11 класс можно будет только по конкурсу, а, не поступишь — получишь справку. Иногда еще родители встают в позу, мол, надо сдавать химию, биологию и становиться врачом. А как ребенок сдаст, если он с репетиторами не занимался? Есть очень много нюансов, которых родители сами не знают, но при этом требуют от ребенка каких-то нереальных результатов.

Как помочь ребенку справиться со страхом сдачи ОГЭ или ЕГЭ

Как помочь ребенку справиться со страхом сдачи ОГЭ или ЕГЭ

Смотря, кто будет помогать. Если психолог, то он знает, какие применить методики для того, чтобы вести страх к нулю. Если помогают родители, то им стоит проговорить с ребенком несколько вариантов развития ситуации.

Приведу простой пример. В прошлом году моя дочь поступала в высшее учебное заведение с неплохими баллами по ЕГЭ. В вузе, куда она хотела поступить, было всего 8 мест, из которых только два бюджетных. Мы сразу рассматривали вариант, что она может туда не поступить. И не потому, что с ней что-то не так, а из-за сложности задачи. Ведь, одновременно, туда поступают другие ребята, прошедшие дополнительные курсы, чувствующие себя, как рыба в воде.

“А если я не поступлю”

Ребенку сразу нужно сказать: “Ничего страшного в том, если в этом году не поступишь”. Поступишь – будешь учиться в вузе. Не поступишь – сделаешь работу над ошибками и будешь готовиться сдать ЕГЭ в следующем году. Важно дать четко понять, что нет черного и белого, а только варианты. Жизнь не заканчивается экзаменами. К сожалению, для некоторых родителей это панацея. Не поступил в 18 лет, ну и что? Впереди еще целых 80. Ребенку нужно дать возможность самоопределиться и найти себя в жизни.

“Родители хотят, чтобы стал юристом, а я хочу быть врачом”

Таких историй огромное количество. И если говорить о жизненной перспективе, то я бы задала родителям следующие вопросы: “Хотите, чтобы ваш ребенок был продолжением и частью семьи? Или заставите быть адвокатом, ведь у вас династия, и больше вы никого не хотите видеть?”.

Так можно потерять ребенка. Да, с родителями еще будет поверхностная связь, но в качестве семьи – нет. В нормальных семьях передаются традиции, отношения. А если посмотреть на другие, складывается ощущение, что они живут последний день и, если ребенок не сделал так, как им хочется, то он им больше не родной. Местами потеряно понимание родовой истории, некой преемственности, продолжения. Если этот человек умеет делать выбор в жизни и следовать своим желаниям, значит, родители вырастили его хорошим и сильным.

Подростку, попавшему в такую ситуацию, стоит найти для себя отдушину, которая помогла бы пережить это время. В противном случае он будет жить чужой жизнью, а спустя время подумает, что “и не жил вовсе, а обслуживал чьи-то амбиции”.

“Я боюсь получить плохую оценку”, или что делать ребятам с синдромом отличника

Синдром отличника есть не только у детей, но и у взрослых. Чаще всего, его формируют недовольные родители с завышенными ожиданиями. Если ребенок принесет домой тройку вместо пятерки, то мама и папа сильно расстроятся. Ведь они хотят видеть только отличника. И, когда спрашиваешь школьника, что будет, если родители разочаруются, он отвечает, что они перестанут его любить. Происходит страшное, у ребенка складывается иллюзия, что его любят только за пятерки. Это одна ситуация.

Есть другая: дети, которые привыкли учиться только на пятерки, считая, что это их уровень, ниже которого опускаться нельзя.

Это говорит о том, что ребенок не умеет делать ошибки.

Ошибка для такого юного перфекциониста – нечто трагическое, катастрофическое. То, от чего мир может перевернуться с ног на голову. А ведь впереди взрослая жизнь, где масса отклонений от “правильного” и “верного”.

Что делать? Научиться относиться к ошибкам, как к полезному опыту. Сказать самому себе: значит, надо было сделать по-другому, в следующий раз так и поступлю. Я постоянно учу детей тому, что ошибка – это обратная связь.

Невозможно все делать идеально, ведь мы живем в реальном мире, а не в идеальном, словно новогодний шар. Каждый день мы ищем ответы на вопросы, и не всегда получается ответить верно с первого раза.

Плохая отметка – это обратная связь о том, как ты сегодня сделал ту или иную работу.

С такой обратной связью можно взаимодействовать. Реально научиться использовать ее себе во благо. Потому что у двоечников обычно этого синдрома нет. Он как раз у ребят, которые привыкли учиться.

“Боюсь отвечать у доски при всем классе”

Многие школьники боятся выходить к доске. Что делать, ведь выходить к доске нужно практически на каждом уроке. Глоссофобия, или страх публичных выступлений, сравнивают, порой, со страхом смерти. Она является следствием другой проблемы – боязни самовыражения. Ребенок, который боится проявить себя, думает, что над ним будут смеяться, и прямо-таки впадает в ступор возле доски. Даже если идеально знает тему.

Совет “чаще выходи к доске и преодолевай свой страх” не работает, скорее, это издевательство над школьником. Это все равно что бросить его в реку, авось, выплывет. Так и до шока, или панической атаки можно довести. Поэтому действовать нужно очень аккуратно. Предложить записаться в театральный кружок или студию. Заниматься с ребенком дома: играть этюды, петь, рассказывать стихотворения. Есть разного рода психологические подростковые группы, телефоны доверия – все к услугам подрастающего поколения.

“Страшно “спалиться” со шпаргалкой”

Как педагог и как мама, считаю, что всего знать нельзя. И пользоваться шпаргалками тоже надо уметь. Если дети переживают за свой результат, им не все равно. Значит, с ними можно работать.

Кстати, дети, которые сами пишут шпаргалки, лучше запоминают. По крайне мере, есть такая теория. Приведу пример. Ребенок все-таки “спалился” со шпаргалкой. Учителю не стоит ругать его, лучше спросить: “Ты написал шпаргалку, чтобы что..?” Возможно, школьник никак не мог запомнить одну единственную формулу, поэтому записал ее на бумажке. Это одна ситуация. Есть и такие ребята, которые буквально живут на шпаргалках, и еще другим раздают. И учителя бывают разные: одни позволяют списывать, другие – нет.

Что делать ребенку, если его “вычислили”? Не паниковать и объяснить причину поступка. А учителю стоит наладить контакт со школьником и, по-максимуму, включить его в учебный процесс, особенно в темы, которые трудно даются.

А так, писать шпаргалки – полезно, этот навык пригодится в более взрослом возрасте.

Другие страхи школьников

Другие страхи школьников

Некоторые дети считают себя странными. Причем, этим страдает как неуспешный ребенок, так и самый популярный в классе или школе. Я не такой, как все, – это целая культура в подростковой среде. История не про страх, а про самооценку. В детском или подростковом возрасте она нестабильна. Что говорить о школьниках, если адекватной самооценки люди достигают к 25, а то и к 30 годам. Это шаткая “конструкция”, в основе которой лежат разного рода тревоги и страхи.

Не так давно у меня был случай. Ко мне обратилась близкая подруга с просьбой поработать с дочкой, которая боялась сойти с ума. Девочке 12-13 лет. Насмотрелась хорроров не по возрасту, и после этого возник страх, мол, в голове у нее появятся голоса, которые ей что-то прикажут, и она это сделает. Подростковое воображение дорисовывает невероятные картины. А еще характерной чертой подростков является своеобразное мышление, а точнее, способность строить сложные конструкции. Здесь еще присоединяется и самовнушение.

Дело в том, что у ребенка еще не сформирована устойчивость к каким-то внезапным явлениям, громким звукам. У него нет понятия смертности. Не зря на хоррорах и ужасах стоит маркировка 16+, 18+.

Девочка в итоге смогла преодолеть этот страх? Да. Мы решили, что на каникулах они с мамой будут каждый вечер читать книгу. То есть, занимать свое время чем-то полезным, позитивным. Как только она вернулась в школу, все прошло, поскольку некогда уже было думать о плохом.

Детские страхи, или как семья становится виновником тревожности

Некоторые школьные страхи ребенка могут вытекать из семьи. У нас в школе учится девочка, которой бабушка за пятерки пообещала давать пять тысяч рублей. И у школьницы сформировалась колоссальная тревожность, что она не получит эти деньги. Она буквально ходила и “выклянчивала” у учителей оценки. Понятно, что в таком состоянии она думает совсем не про учебу. И все это благодаря “адекватным” родителям, бабушкам, дедушкам.

Многие страхи связаны с семьей, особенно с позицией авторитетных взрослых.

Если честно, мое глубокое убеждение, что семья – это не контролирующий школу орган. Единственная функция семьи в образовании – это создание условий и поддержка. Что понимается под условиями? Родителям стоит заранее позаботиться о том, чтобы у ребенка был свой уголок, где он делает домашние задания. Обеспечить одеждой, сменной обувью, принадлежностями. Поддержать, когда это нужно. На этом функции родителей заканчиваются. Остальное сделает школа. Не стоит дискредитировать учителей при детях, мол, не так учат, не по той программе. И, тем более, обсуждать эти вопросы в родительских чатах. Ведь потом дети несут это в школу, обсуждают друг с другом, возникают конфликты, потому что все родители разные, как и взгляды на жизнь. Происходит когнитивный диссонанс.

Поэтому школа и семья – два разных социальных института. И, по моим наблюдениям, эта проблема все еще не решена.

Что можно пожелать детям, испытывающим разного рода страхи в школе

Найти взрослого, с кем можно эти страхи обсудить, быть честным и откровенным. Кто поможет объяснить, поможет пройти, преодолеть сложный этап. Школа – это не только то, чего дети боятся; в ней много всего другого — классного, интересного. Важно транслировать мысль, что все временно, и неприятные эмоции обязательно пройдут!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Рекомендуем прочитать
Online Gymnasia №1
Семейное обучение

Семейное обучение входит в понятие домашнего, которое включает в себя также надомное и дистанционное обучение. В статье разбираемся, кому подходит семейное обучение и как его организовать.

Online Gymnasia №1
Как повысить авторитет родителя в глазах ребенка

В статье мы рассмотрим, как можно повысить авторитет родителя в глазах ребенка, используя последовательные, уважительные и эмпатичные подходы.

Online Gymnasia №1
Что нужно для домашнего обучения

В статье рассказываем, что нужно для домашнего обучения, почему семейное нельзя путать с надомным, и как организовать процесс, чтобы ребенок учился сам.

Online Gymnasia №1
10 страхов ребенка в школе: как с ними справиться

В статье психолог Онлайн Гимназии №1, эксперт по детско-родительским отношения Александра Гуливицкая расскажет, откуда берутся страхи у ребенка в школе, как с ними бороться.

Online Gymnasia №1
О современном дистанционном обучении: технологии, методики преподавания, практики

Из статьи вы узнаете, как происходит обучение с применением дистанционных технологий. Какие есть современные методики преподавания и программы дистанционного обучения в школе.

Online Gymnasia №1
Как не злиться на родителей: причины злости и что делать

Злость может появляться не только из-за конкретных детских обид, но и из подсознательного чувства. Рассказываем как перестать обижаться на маму и папу.

вверх