Как развить творческие способности у ребенка
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Александр Пушкин вырос на сказках няни Арины Родионовны, и не случайно его поэмы носили сказочный характер. Антон Чехов в возрасте 13 лет попал в театр, и это произвело на него настолько сильное впечатление, что героев своих первых произведений он сделал актерами. Чтобы развить в ребенке талант, нужно создать условия, стать хорошим наставником. Рассказываем, как вырастить творческого человека и зачем это вообще нужно.
Что такое творческие способности и зачем их развивать
Творческие способности – это стремление к новым открытиям и умение применять их результаты на практике. Чем раньше начать развивать творческие способности – тем лучше, так как все задатки формируются в раннем детстве, а уже с годами реализуются и совершенствуются.
Возможно, ребенок не станет в будущем гениальным пианистом, но сможет красиво сыграть на фортепиано и проявить себя в любом окружении. Не каждый может стать известным художником, но навыки в рисовании обязательно пригодятся будущему архитектору, дизайнеру, модельеру. А простое хобби в виде вязания или выжигания по дереву могут стать делом всей жизни.
Таланты пригодятся в школе, ведь там много времени уделяется внеклассной деятельности. Ребенок сможет проявить себя в организации концерта, исполнении музыкального номера или рисовании плакатов.
Творческая деятельность полезна для психики. Доказано, что арт терапия помогает избавиться от стресса, снижает уровень агрессии и отвлекает от негатива.
Условия для развития творческих способностей
Родителям по силам создать условия, в которых ребенок мог бы раскрыть свои таланты.
К таким условиям относятся:
- Правильное и своевременное физическое развитие.
- Вовлечение ребенка в творческую деятельность с раннего возраста.
- Создание среды, стимулирующей творческую активность.
- Интеллектуальное развитие в игровой форме.
- Разноплановые и регулярные занятия.
- Предоставление ребенку свободы в выборе занятия.
- Дозированная помощь от родителей в случае возникновения трудностей.
- Создание комфортного психологического климата.
Психологи Джейкоб Гетцелье и Филип Джексон выяснили, что материальное положение семьи не имеет значения в формировании творческих способностей ребенка. Но важную роль играет профессия родителей, их социальный статус, положение детей в семье и их статус по отношению к братьям и сестрам. Предполагается, что творческие личности чаще вырастают из первенцев, а также из детей, которые были явными лидерами в семье.
Ребят дошкольного и младшего школьного возраста легко вовлечь в творческую деятельность, поскольку они любознательны, стремятся к познанию, а их мышление еще не приобрело типичный оттенок.
Вывод: в дошкольном и младшем школьном возрасте при соблюдении условий, формирующих творческую атмосферу, у детей закладываются способности и таланты, которые могут серьезно повлиять на их дальнейшую жизнь.
Развитие творческих способностей с возрастом
В каждом возрастном периоде есть свои особенности, от которых зависит развитие у детей творческого начала.
Младший дошкольный возраст
Этот период правильнее разделить на два.
- Первый приходится на 1-2 года. Малыши начинают проявлять интерес к музыке, танцам, пытаются слепить первую поделку из пластилина, нарисовать круг гуашью, экспериментируют с соленым тестом.
- Второй период длится от 3 до 4 лет. Это пик творческой активности у детей. Они много знают и умеют, так как в это время ходят в детский сад, развивающие кружки, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослым окружением. В рисунках появляются узнаваемые предметы, а в рассказах мелькают фантастические персонажи. Взрослым кажется: как такое может прийти в голову? И многие родители по незнанию запрещают детям фантазировать, думая, что у них сформируется неправильная картина мира. Но именно через игру и фантазирование дети учатся творчески мыслить, решать задачи, познают окружающий мир, учатся применять правила и нормы поведения на практике.
Старший дошкольный возраст
5-6 лет – важный период в жизни ребенка. В это время он становится усидчивым, терпеливым. Может некоторое время работать над одной задачей, учится адекватно реагировать на неудачи и добиваться нужного результата. В его занятия стоит добавлять новые, более сложные задания, способные стимулировать творческое начало.
Младший школьный возраст
В 7-8 лет у ребенка появляются любимые занятия: рисование, музыка, танцы и т.д. Он может проявить желание пойти в музыкальную школу, нанимают репетитора по французскому, водят на модельные кастинги. Некоторые дети с удовольствием занимаются одновременно и рисованием, и танцами, а кто-то успевает заниматься сразу в трех разных направлениях. Но, как правило, лидирует одна сфера – та, в которой у ребенка имеются природные задатки. Также в младшем школьном возрасте у детей проявляются таланты к техническому творчеству, например, конструированию роботов, программированию.
Как развивать творческие способности дошкольников
Если ребенок не ходит в детский сад, можно направлять в кружки и секции и заниматься с ним дома. Последнее не так сложно, как кажется на первый взгляд, и, кстати, увлекательно. Приведем примеры для домашних занятий с ребенком для развития его творческих способностей.
Развивающие игры и игрушки
В “арсенале” ребенка, конечно, должны быть и машинки на радиоуправлении, и мягкие игрушки со звуком, но они носят больше развлекательный характер. А вот пользу принесут игрушки, которые заставят работать правое полушарие, отвечающие за творчество. Предлагайте ребенку читать книги, собирать деревянные кубики, конструкторы, сортеры и мозаики, квадраты Никитина. Играйте с ним в ролевые игры – в детских магазинах продаются специальные наборы. Кинетический песок, настольные игры, пазлы, лабиринты и музыкальные игрушки – все это здорово развивает воображение.
Большая польза от правильной организации хранения игрушек. Это можно сделать с помощью метода Монтессори, согласно которому у каждой игрушки должно быть свое место, но не общая корзина или коробка. Используйте стеллаж с открытыми полками – так ребенок сможет делать выбор самостоятельно.
Окружающий мир
Везде, где вы бы не оказались с малышом, обсуждайте с ним все, что видите: деревья, дома, дороги, машины, людей. Это не только важно для развития творческих навыков, но и для формирования личности в целом. Ребенок учится взаимодействовать с окружающим миром с подачи своих первых учителей – мамы и папы. Все, что вы расскажете ему о явлениях природы, животных, растениях, неодушевленных предметов, станет основой его способностей.
Рисование
Изучите основные цвета и предложите ребенку что-нибудь нарисовать. В начале это могут быть простые геометрические фигуры, линии, точки. Позже переходите к более сложному рисованию, например, домашних животных. Даже если чадо нарисует кляксу и скажет, что это “папа”, поверьте, это успех – значит, фантазия работает. Не ругайте за испачканные футболки и рубашки: они отстираются, а вот фантазия останется с ребенком навсегда.
Чтение
Читайте ребенку на ночь русские народные сказки, а днем – стихи Агнии Барто и Корнея Чуковского. Найдите хотя бы полчаса в день на чтение – совместное времяпровождение за книгой улучшает навыки общения и изложение мыслей. Запишитесь в библиотеку – пусть ребенок сам выберет, что для него будут читать родители. Когда подрастет, то сам будет частенько туда заходить.
Лепка
Не все родители покупают детям пластилин по известной причине – он будет на стенах, полу, диване, одежде. Не стоит действовать так радикально, ведь лепка – полезное занятие, так как способствует развитию мелкой моторики. Сначала малыш будет лепить колбаски и шарики, а позже – животных, людей, сказочных персонажей. Примите участие в этом увлекательном процессе.
Музыка
Доказано, что дети, регулярно слушающие классическую музыку, становятся более собранными, лучше мыслят и рассуждают. Обстановка должна быть максимально непринужденной: пусть ваш ребенок полюбит Моцарта во время игры или обеда. Кстати, музыка этого композитора подойдет даже для малышей. А вот в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте попробуйте предложить ребенку послушать “Щелкунчика” Петра Чайковского. Не хочет слушать классику – предложите другой жанр.
Список занятий носит неограниченный характер. Вам не обязательно заниматься с детьми музыкой, танцами или лепкой только потому, что кто-то в Интернете так написал. Каждый ребенок индивидуален. Может, ему нравится путешествовать с родителями, жить в палатке и сочинять истории о лесных жителях. Или становиться на стульчик и петь, пародируя какого-нибудь артиста. А задача родителя вовремя разглядеть у ребенка творческие задатки, помочь развить их и не дать погаснуть.
Игры и упражнения для развития творческих способностей
Творческие способности можно и нужно развивать в игровой форме. Существует множество интересных упражнений и игр, в которые ребенок может играть с родителями или сверстниками. Все упражнения подходят для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
А еще вы можете прочитать о 20 разминках для старшеклассников – творческое развитие актуально в любом возрасте.
На что похожа фигура?
Игра для детей 5-6 лет. Взрослый показывает ребенку или группе ребят картинки и предлагает подумать, что они напоминают. Поощряются необычные варианты.
“Клякса”
Более расширенный вариант игры “На что похожа фигура?”, где детям предлагается угадать, на что похожи кляксы на бумаге, и продолжить рисунок. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество предметов.
“Небылицы”
Нарисуйте вместе необычный предмет, животное или растение, которых на самом деле не существует. Предложите малышу придумать его название, свойства и назначение.
“Смешинки”
Ведущий бросает мяч одному из детей и называет какой-то предмет. Например, тарелка. Игрок должен быстро придумать ей смешное название. Игра раскрепощает и развивает воображение.
“У кого какой характер?”
Нужно подготовить картинки с изображениями неодушевленных предметов: подушки, молотка, чашки, стула, стола. Взрослый предлагает подумать, какими чертами характера наделен каждый из предметов. А после можно пофантазировать, как ведет себя веселая подушка или гостеприимный стул.
“Мозаика”
В качестве вспомогательного материала подойдут семена или крупа. Взрослый называет несколько животных, предметов или растений, которые дети должны собрать из семян и крупы. В конце все работы можно сложить в единую картину и придумать сказку, опираясь на полученные изображения.
“Жили-были…”
Главная задача состоит в коллективном сочинении сказки. Взрослый произносит фразу “Жили-были”, “Давным-давно”, “Однажды” и т.д., а дети должны друг за другом продолжить предыдущее предложение. В итоге получается интересная и смешная история.
Итак, чтобы развить творческие способности у младших школьников нужно создавать условия и предлагать занятия, развивающие воображение. Чему-то ребенка научат в саду и школе, но многое дают родители.