Плюсы и минусы дистанционного обучения
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
В 2028 году дистанционному образованию исполнится 300 лет. Правда, большинство людей познакомились с ним только в 2020 году – в период пандемии COVID-19. Эффективен ли дистант? Чего больше, плюсов или минусов? Что говорят исторические факты?
Все новое – давно забытое старое
Мало кто знает, что дистанционный формат обучения появился еще в XVIII веке. Но тогда это называлось корреспондентским обучением. Студенты получали по почте учебные материалы и задания, а после отправляли преподавателям на проверку.
Первооткрыватель
В 1728 году американский профессор Калеб Филипс организовал дистанционные курсы стенографического письма. Об этом известно благодаря объявлению, найденному в Boston Gazette:
«Все желающие научиться стенографии из провинции могут подписаться на еженедельную рассылку учебных материалов».
Калеб Филипс гарантировал, что прошедшие курс получат те же знания, как если бы жили в Бостоне и лично посещали занятия. Правда, программа профессора носила односторонний характер, он просто отправлял материалы для изучения всем желающим. Без домашних заданий и обратной связи.
Первые успехи
В 1840 году британский стенограф и ученый Айзек Питман придумал курсы, которые подразумевали не только рассылку учебных материалов, но и проверку и корректуру выполненных работ. Это был практически аналог современного дистанционного образованием, но не в zoom или mail.ru, а по обычной почте.
Интересно, что уже в те времена можно было изучать иностранные языки, не имея при этом примера правильного произношения. Основатели первых дистанционных школ француз Шарль туссан и немец Густав Лангеншайдт придумали метод, основанный на обучении студентов разговорному иностранному языку, а не правильной грамматике. Как это выглядело: в учебных материалах был дословный подстрочный перевод и простая фонетическая транскрипция. Например, в учебных материалах для изучения испанского языка каждой строчке текста на иностранном соответствовала строка фонетической транскрипции (немецкими, латинскими буквами или их сочетаниями) и строк дословного перевода на немецкий язык.
Школа Анны Тикнор
Идея американской писательницы Анны Эллиот Тикнор состояла в том, чтобы дать женщинам Соединенных Штатов Америки, независимо от цвета кожи, сословия и возраста, высшее образование. В то время женские колледжи в Нью-Йорке были доступны только обеспеченным слоям населения, а в школе Тикнор могли учиться все: состоятельные женщины “грызли гранит науки” наравне с рабочими девушками. Все потому, что 2$ в год были копейками в сравнении со стоимостью обучения в Вассарском женском колледже; чтобы получить там образование, нужно было заплатить от 300 до 400$ в год.
Обучение шло по шести направлениям: искусство, история, английский, немецкий, французский и естественные науки. Программа осваивалась по принципам корреспондентского обучения: учебные материалы высылались студенткам из личной библиотеки семьи Тикнор, а чтобы получить аттестат, нужно было написать эссе на одну из тем курса. Причем такой экзамен писали не три часа, а несколько дней.
Первые видеолекции
В 1969 году в Лондоне появился открытый университет. Профессоры записывали лекции, которые можно было смотреть в прямом эфире дважды в неделю, в один из будних дней и в воскресенье. Также предлагалось корреспондентское обучение и выезды в летние очные школы. Теперь каждый студент мог позволить себе качественное высшее образование.
Как потрясения 2019-2020 изменили образование
Система образования не была готова к пандемии. Благодаря потрясениям “всплыло” много подводных камней и, чтобы не споткнуться о них в дальнейшем, решили вот что:
- Использовать онлайн-формат в образовании.
- Переходить на дистанционное обучение.
- Применять альтернативные методы образования.
- Повышать уровень технической подготовки педагогов.
- Применять методы непрерывной оценки образования.
Во время COVID-19 наиболее распространенным стало дистанционное обучение, а Zoom и Skype – спасением для многих школ и вузов. Где-то даже успели создать собственные платформы, куда преподаватели выгружали задания, а школьники/студенты присылали решения. В формате видеоконференций сдавали ГОСы, дипломы и магистерские диссертации – студентов могли попросить показать комнату, чтобы убедиться в их честности.
Люди поняли, что повсеместное применение дистанционных технологий – не далекое будущее, а реальность, к которой нужно приспосабливаться. И многим понравилось настолько, что теперь не хотят даже идти работать в офис – удаленная работа теперь мастхэв для тех сотрудников, которые живут даже в 1000 км от офиса.
Суть дистанционного обучения школьников
В ст. 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что:
«Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.».
Дистант в школе, скорее, не форма, а способ взаимодействия преподавателя и учеников на расстоянии. Дети общаются с педагогом по видеосвязи (во времена пандемии у многих местом встреч был zoom), выполняют задания на сайте и отправляют работы по электронной почте.
Получается, что дистант – это ”удаленка” с освоением школьной программы с помощью дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
В 2024-ом дистанционные технологии используются не во всех школах, так как пока нет возможности массово внедрять дистанционные технологии. Чтобы учиться дистанционно практически в том же режиме, что и районной школе, имеет смысл пойти в онлайн-школу. С точки зрения закона это будет семейная (иногда, надомная) форма обучения. В онлайн-школе можно выбрать, смотреть записи занятий или лично присутствовать на “живом” уроке, самому решать, когда делать домашние задания, готовиться к экзаменам, олимпиадам, отдыхать, встречаться с друзьями.
Кому подойдет дистанционное обучение? Всем, кому не чужды понятия “самостоятельность” и “организованность”, а также спортсменам, музыкантам, путешественникам, интровертам и ребятам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Читайте здесь об особенностях дистанционного обучения.
Плюсы и минусы дистанционного обучения
Удаленное обучение имеет ряд плюсов:
- Снижение затрат. Не нужно тратить деньги на проезд, школьную форму, принадлежности и так далее.
- Индивидуальный подход, который учитывает физические и интеллектуальные возможности ребенка и сводит к минимуму психологические трудности. Этого не обеспечит педагог в обычной школе.
- Возможность проводить занятия в группе. Основа дистанционного обучения – интерактивное взаимодействие “педагог-ученик”. То есть, учитель проводит привычные занятия, а видеоконференция распространяет знания большому количеству человек в режиме реального времени. Эффект очного урока создается за счет видеоизображения, звука, слайдов, графики, тона, мимики, эмоций.
- Повышение качества обучения с помощью электронных библиотек. Большую часть информации можно найти в Интернете и специализированных медиа библиотеках.
- Создание единой образовательной среды. Обучающиеся могут в любом удобное время осваивать учебную программу, консультироваться с педагогами, выполнять контрольные.
- Возможность учиться и знакомиться со школьниками, живущими в разных точках мира.
Правда, есть и минусы. Например, качественное обучение на дистанте требует от школьника намного больше самодисциплины и организованности, нежели очное обучение. Другой вопрос – мотивация. Ученик изначально должен согласиться и принять, зачем получает образование: стать умнее, сдать ЕГЭ, поступить в вуз, и так далее. Иначе дистанционное обучение так и останется состязанием и испытанием силы воли.
Также к минусам можно отнести:
- Нестабильное интернет-соединение в отдаленных от городов районах.
- Низкая компьютерная грамотность учителей.
- Установка некоторых родителей “дистант – это не образование”.
- Нежелание родителей принять, что такая форма получения школьного образования равна классической. Прогуливать уроки, не делать домашние задания – не получится.
Дистанционное образование в Онлайн Гимназии №1
Почему бы не учиться дистанционно, если система образования сама дает такую возможность? Лучше всего использовать дистанционные возможности в школе и освободить свое время для подготовки к ЕГЭ, чтобы поступить в желаемый вуз. А понять, подходит ли обучение, легко – посетите онлайн-школу в рамках бесплатного пробного дня. Постоять у доски на “живом” уроке, выполнить домашнее задание и получить оценку и обратную связь от учителей.
Читайте также Как грамотно настроить дистанционное обучение.