Плюсы и минусы дистанционного обучения

Время чтения: 5 мин. 47 сек.
Бесплатный пробный день
в Онлайн Гимназии №1
Подробнее

Посетите 3 настоящих урока с учителем

Выполните домашние задания

Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки

Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки

Подробнее
Содержание статьи:
  1. Все новое – давно забытое старое
  2. Как потрясения 2019-2020 изменили образование
  3. Суть дистанционного обучения школьников
  4. Плюсы и минусы дистанционного обучения
  5. Дистанционное образование в Онлайн Гимназии №1

В 2028 году дистанционному образованию исполнится 300 лет. Правда, большинство людей познакомились с ним только в 2020 году – в период пандемии COVID-19. Эффективен ли дистант? Чего больше, плюсов или минусов? Что говорят исторические факты?

Все новое – давно забытое старое

Мало кто знает, что дистанционный формат обучения появился еще в XVIII веке.  Но тогда это называлось корреспондентским обучением. Студенты получали по почте учебные материалы и задания, а после отправляли преподавателям на проверку.

Первооткрыватель

В 1728 году американский профессор Калеб Филипс организовал дистанционные курсы стенографического письма. Об этом известно благодаря объявлению, найденному в Boston Gazette:

«Все желающие научиться стенографии из провинции могут подписаться на еженедельную рассылку учебных материалов».

Калеб Филипс гарантировал, что прошедшие курс получат те же знания, как если бы жили в Бостоне и лично посещали занятия. Правда, программа профессора носила односторонний характер, он просто отправлял материалы для изучения всем желающим. Без домашних заданий и обратной связи.

Первые успехи

В 1840 году британский стенограф и ученый Айзек Питман придумал курсы, которые подразумевали не только рассылку учебных материалов, но и проверку и корректуру выполненных работ. Это был практически аналог современного дистанционного образованием, но не в zoom или mail.ru, а по обычной почте.

Интересно, что уже в те времена можно было изучать иностранные языки, не имея при этом примера правильного произношения. Основатели первых дистанционных школ француз Шарль туссан и немец Густав Лангеншайдт придумали метод, основанный на обучении студентов разговорному иностранному языку, а не правильной грамматике. Как это выглядело: в учебных материалах был дословный подстрочный перевод и простая фонетическая транскрипция. Например, в учебных материалах для изучения испанского языка каждой строчке текста на иностранном соответствовала строка фонетической транскрипции (немецкими, латинскими буквами или их сочетаниями) и строк дословного перевода на немецкий язык.

Школа Анны Тикнор

Идея американской писательницы Анны Эллиот Тикнор состояла в том, чтобы дать женщинам Соединенных Штатов Америки, независимо от цвета кожи, сословия и возраста, высшее образование. В то время женские колледжи в Нью-Йорке были доступны только обеспеченным слоям населения, а в школе Тикнор могли учиться все: состоятельные женщины “грызли гранит науки” наравне с рабочими девушками. Все потому, что 2$ в год были копейками в сравнении со стоимостью обучения в Вассарском женском колледже; чтобы получить там образование, нужно было заплатить от 300 до 400$ в год.

Обучение шло по шести направлениям: искусство, история, английский, немецкий, французский и естественные науки. Программа осваивалась по принципам корреспондентского обучения: учебные материалы высылались студенткам из личной библиотеки семьи Тикнор, а чтобы получить аттестат, нужно было написать эссе на одну из тем курса. Причем такой экзамен писали не три часа, а несколько дней.

Первые видеолекции

В 1969 году в Лондоне появился открытый университет. Профессоры записывали лекции, которые можно было смотреть в прямом эфире дважды в неделю, в один из будних дней и в воскресенье. Также предлагалось корреспондентское обучение и выезды в летние очные школы. Теперь каждый студент мог позволить себе качественное высшее образование.

Как потрясения 2019-2020 изменили образование

Как потрясения 2019-2020 изменили образование

Система образования не была готова к пандемии. Благодаря потрясениям “всплыло” много подводных камней и, чтобы не споткнуться о них в дальнейшем, решили вот что:

  • Использовать онлайн-формат в образовании.
  • Переходить на дистанционное обучение.
  • Применять альтернативные методы образования.
  • Повышать уровень технической подготовки педагогов.
  • Применять методы непрерывной оценки образования.

Во время COVID-19 наиболее распространенным стало дистанционное обучение, а Zoom и Skype — спасением для многих школ и вузов. Где-то даже успели создать собственные платформы, куда преподаватели выгружали задания, а школьники/студенты присылали решения. В формате видеоконференций сдавали ГОСы, дипломы и магистерские диссертации — студентов могли попросить показать комнату, чтобы убедиться в их честности.

Люди поняли, что повсеместное применение дистанционных технологий — не далекое будущее, а реальность, к которой нужно приспосабливаться. И многим понравилось настолько, что теперь не хотят даже идти работать в офис — удаленная работа теперь мастхэв для тех сотрудников, которые живут даже в 1000 км от офиса.

Суть дистанционного обучения школьников

В ст. 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что:

 «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.».

Дистант в школе, скорее, не форма, а способ взаимодействия преподавателя и учеников на расстоянии. Дети общаются с педагогом по видеосвязи (во времена пандемии у многих местом встреч был zoom), выполняют задания на сайте и отправляют работы по электронной почте.

Получается, что дистант – это ”удаленка” с освоением школьной программы с помощью дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

В 2024-ом дистанционные технологии используются не во всех школах, так как пока нет возможности массово внедрять дистанционные технологии. Чтобы учиться дистанционно практически в том же режиме, что и районной школе, имеет смысл пойти в онлайн-школу. С точки зрения закона это будет семейная (иногда, надомная) форма обучения. В онлайн-школе можно выбрать, смотреть записи занятий или лично присутствовать на “живом” уроке, самому решать, когда делать домашние задания, готовиться к экзаменам, олимпиадам, отдыхать, встречаться с друзьями.

Кому подойдет дистанционное обучение? Всем, кому не чужды понятия “самостоятельность” и “организованность”, а также спортсменам, музыкантам, путешественникам, интровертам и ребятам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Читайте здесь об особенностях дистанционного обучения.

Плюсы и минусы дистанционного обучения

Удаленное обучение имеет ряд плюсов:

  1. Снижение затрат. Не нужно тратить деньги на проезд, школьную форму, принадлежности и так далее.
  2. Индивидуальный подход, который учитывает физические и интеллектуальные возможности ребенка и сводит к минимуму психологические трудности. Этого не обеспечит педагог в обычной школе.
  3. Возможность проводить занятия в группе. Основа дистанционного обучения –  интерактивное взаимодействие “педагог-ученик”. То есть, учитель проводит привычные занятия, а видеоконференция распространяет знания большому количеству человек в режиме реального времени. Эффект очного урока создается за счет видеоизображения, звука, слайдов, графики, тона, мимики, эмоций.
  4. Повышение качества обучения с помощью электронных библиотек. Большую часть информации можно найти в Интернете и специализированных медиа библиотеках.
  5. Создание единой образовательной среды. Обучающиеся могут в любом удобное время осваивать учебную программу, консультироваться с педагогами, выполнять контрольные.
  6. Возможность учиться и знакомиться со школьниками, живущими в разных точках мира.

Правда, есть и минусы. Например, качественное обучение на дистанте требует от школьника намного больше самодисциплины и организованности, нежели очное обучение. Другой вопрос – мотивация. Ученик изначально должен согласиться и принять, зачем получает образование: стать умнее, сдать ЕГЭ, поступить в вуз, и так далее. Иначе дистанционное обучение так и останется состязанием и испытанием силы воли.

Также к минусам можно отнести:

  1. Нестабильное интернет-соединение в отдаленных от городов районах.
  2. Низкая компьютерная грамотность учителей.
  3. Установка некоторых родителей “дистант – это не образование”.
  4. Нежелание родителей принять, что такая форма получения школьного образования равна классической. Прогуливать уроки, не делать домашние задания – не получится.

Дистанционное образование в Онлайн Гимназии №1

Дистанционное образование в Онлайн Гимназии №1

Почему бы не учиться дистанционно, если система образования сама дает такую возможность? Лучше всего использовать дистанционные возможности в школе и освободить свое время для подготовки к ЕГЭ, чтобы поступить в желаемый вуз. А понять, подходит ли обучение, легко – посетите онлайн-школу в рамках бесплатного пробного дня. Постоять у доски на “живом” уроке, выполнить домашнее задание и получить оценку и обратную связь от учителей.

Читайте также Как грамотно настроить дистанционное обучение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Рекомендуем прочитать
Gimnaziya№1
Что нужно для домашнего обучения

В статье рассказываем, что нужно для домашнего обучения, почему семейное нельзя путать с надомным, и как организовать процесс, чтобы ребенок учился сам.

Gimnaziya№1
10 страхов ребенка в школе: как с ними справиться

В статье психолог Онлайн Гимназии №1, эксперт по детско-родительским отношения Александра Гуливицкая расскажет, откуда берутся страхи у ребенка в школе, как с ними бороться.

Gimnaziya№1
О современном дистанционном обучении: технологии, методики преподавания, практики

Из статьи вы узнаете, как происходит обучение с применением дистанционных технологий. Какие есть современные методики преподавания и программы дистанционного обучения в школе.

Gimnaziya№1
Как не злиться на родителей: причины злости и что делать

Злость может появляться не только из-за конкретных детских обид, но и из подсознательного чувства. Рассказываем как перестать обижаться на маму и папу.

Gimnaziya№1
Дети и игровая зависимость: знать и предупредить

Предупредить детскую игровую зависимость (аддикцию) можно заранее. Рассказываем, как выявить, на что обращать внимание и когда бить тревогу.

Gimnaziya№1
Прокрастинация у детей

В статье рассказываем, что такое прокрастинация, причины ее возникновения у детей. А также приведем эффективные способы борьбы с детской прокрастинацией.

вверх