Интеллект-карты: что такое ментальные карты
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Большинству людей проще воспринимать информацию, когда слова представлены ассоциативными образами. Любая схема запоминается мозгом быстрее, чем обычный текст. На этом принципе и разработана методика обучения с помощью ментальных карт. В этой статье будет рассказано, что такое интеллект-карта и какие существуют правила ее составления.
Расшифровка термина «интеллект-карта»
Под ментальной картой психологи понимают метод фиксации мыслей и другой информации. При этом последняя всегда визуально отображена в форме связей основной темы с ее составляющими элементами. Вся схема стоится по принципу от главной проблемы идут линии к связующим идеям.
Подобие такой методики ученые обнаружили, изучив комментарии философа Порфирия к сочинению Аристотеля. Для объяснения своих понятий он применил графическую схему. Современная ментальная карта показана в 1974 г. психологом из Англии, изучавшим человеческий мозг. Изучив строение нейронов, он заметил, что информацию они передают другим клеткам через отростки. Такой же принцип поступления данных в мозг человека Бьюзен представил в ментальной карте.
Для чего нужны интеллект-карты
Каждая наша мысль рождает другие, поэтому любую идею можно развивать бесконечно в том направлении, которое вас интересует. Все это большое количество замыслов можно визуализировать схематически в интеллект-карту. Основным достоинством метода выступает возможность структурирования любого материала.
Составленная ассоциативная схема поможет быстро запомнить все – от списка покупок до материала учебника. Применение такого метода помогает человеку экономить время, так как процесс запоминания схемы происходит быстрее, чем списка или обычного текста. Улучшает восприятие и фиксацию информации выделение ключевых моментов отдельным цветом. По данным ученых, оценки детей, использующих ментальные карты, выше на 12 %.
Мы уже знаем, что такое ментальная карта, теперь нужно разобраться, для каких целей она нужна.
Психологи выделяют следующие моменты:
- Более глубокое понимание темы. Многие школьники и студенты заучивают новый материал. Отсутствие понимания информации при этом ведет к невозможности поиска правильного решения в вопросах, которые не были рассмотрены в материале. Ребенок не научится связывать выученную тему с ранее полученными знаниями. Интеллект-карта помогает глубже понять тему образовательного процесса, связать существующие идеи.
- Улучшается запоминание любой информации. Человеческому мозгу проще ориентироваться в отдельных блоках, чем сплошном тексте. Проведенное исследование подтвердило данное утверждение – студенты контрольной группы, использующие ментальные карты в процессе обучения, обладали минимум на 10 % большим количеством знаний.
- Легче понимать сложные задачи. Объемная тема разбивается на отдельные моменты. Каждый из них в схеме выделен отдельно, поэтому не теряется в общей куче.
Интеллект-карты помогают не только в учебе, но и повседневной жизни. Человеку, использующему данную методику, проще выучить иностранные языки, запустить новые проекты, создать презентации, придумывать находить лучшее решение проблемы.
Как составить ментальную карту
Для создания карты своих мыслей можно использовать обычный лист бумаги или специальное мобильное приложение. Плюс второго варианта заключается в более комфортном процессе их составления. Все ветви, отходящие от главной идеи, могут не поместиться на листе или возникнет необходимость их перемещения. В приложении это делается гораздо проще и быстрее.
Если вы решили работать на обычном листе, то для отображения надписей используйте печатные буквы. В таком виде мозгу легче воспринимать информацию. Для наглядного представления идей разного уровня подойдут цветные стикеры, связи можно изображать маркерами.
Составить интеллект-карту помогут такие приложения, как XMind, iMindMap, Bubble.us и др. Подобные сервисы часто являются бесплатными или пользователю предложат пробный период.
После того как вы определились с вариантом создания ментальной карты, нужно выбрать наиболее удобную для себя форму ее изображения.
Эксперты выделяют 4 типа:
- иерархия – основная идея располагается в центре, от нее идут ветви второго, а от них последующих уровней (по такому принципу человек структурирует нужную информацию);
- блок-схема – от предыдущего варианта отличается тем, что ключевая тема размещается вверху;
- рыбья кость – этот тип выделяется расположением главной идеи в левой части;
- сеть взаимосвязей – мысли записываются в хаотичном порядке, а затем каждую помещают в определенную геометрическую форму, что позволяет определить ее уровень.
Первым делом человеку нужно определиться с главной темой и записать ее или обозначить ассоциативным изображением. При этом он должен сразу выбрать цвет ключевой идеи. От нее будут отходить ветви к категориям второго уровня, названия которых не должны превышать двух 1-2 слов. Записывать их все желательно другим цветом. Для улучшения запоминания используйте ассоциирующие с основной идеей рисунки.
От этих категорий ветви будут идти к мыслям третьего уровня и далее по такому же принципу. При этом психологи идеальным вариантом считают карту с 3-4 уровнями. Если их будет больше, то ее восприятие усложнится. В любой момент вы можете дополнить карту новыми идеями. Для наглядности каждый уровень отделяйте новым цветом. При необходимости можно подписать и сами ветви.
Особенности использования интеллект-карт в учебе
Школьникам, студентам данная методика существенно помогает не только запоминать большее количество новой информации, но и лучше ее понимать. Многим тяжело дается изучение иностранных языков, а интеллект-карты упрощают этот процесс. Например, ребенку нужно выучить новые слова по теме «Времена года».
Основную фразу он должен написать красным цветом поместив ее вверху или в центре. Вторым уровнем будут идти названия времен года, записанные синим маркером, третьим – наименование месяцев. Последние можно отметить зеленым цветом. Для большей наглядности возле времен года предложите ребенку нарисовать небольшой рисунок или что-то, что у него ассоциируется с конкретным периодом.
Во время составления схемы слова уже будут запоминаться, а их четкое расположение в определенном порядке откладывает в мозг визуальную картину. При упоминании главной темы она будет сама отображаться в сознании ребенка.
Такой же принцип запоминания работает с лекцией по любому предмету. Главной темой при этом выделяется ее название. Если школьнику или студенту нужно решить какой-то вопрос, то его он отмечает ключевой проблемой, а все возможные решения будут мыслями второго уровня. Это напоминает визуальную презентацию мозгового штурма. Далее можно выделить плюсы каждого варианта, чтобы выбрать лучший.
Ментальные карты существенно упрощают жизнь и помогают учебе, но главное их правильно составить. Если вы не будете следовать главным принципам, то не сможете рассчитывать на положительный результат.