Способы запомнить большой объем информации

Время чтения: 6 мин. 15 сек
Содержание статьи:
  1. Периодическое повторение
  2. Мнемоническое запоминание
  3. Общие приемы для запоминания

Подготовка к экзаменам вызывает у многих школьников панику. Как можно быстро и надолго запомнить сложные формулы, теоремы, правила или иностранный язык. Некоторые методики развивают память или позволяют быстро освоить информацию.

Периодическое повторение

Психолог из Германии Герман Эббингауз выяснил, что человеку свойственно забывать 50% изученной информации уже по прошествии часа. Через 10 часов память воспроизводит уже 35 % объема, а вот через месяц всего 20%. Что интересно, через 6 часов также будет в памяти лишь 20 % информации.

На таком исследовании основывается метод периодического повторения. Надо следовать общей схеме повторения и материал лучше усвоится и сохраниться в памяти на длительный срок. Только производить повторения необходимо некоторое время спустя, когда информация еще не совсем забыта. Если выполнять повторение на свежий материал, эффект от методики минимален.

Также при слишком большом интервале между повторениями информация будет почти полностью утеряна из памяти и ее придется изучать заново.

Опытным путем психологи вычислили самые оптимальные для запоминания интервалы:

  • непосредственно после получения сведений;
  • спустя 20 минут;
  • через 8 часов после второго повтора;
  • по прошествии 24 часов от последнего повторения.

То есть на запоминание информации потребуется 1-2 дня.

Если на усвоение материала выделено несколько месяцев можно воспользоваться другой схемой:

  1. повторить непосредственно после получения сведений;
  2. спустя 20-30 минут выполняется второй повтор;
  3. третье повторение рекомендовано через сутки;
  4. затем спустя 2-3 недели;
  5. закрепительный повтор материала через 2-3 месяца.

Но любая из предложенных схем может регулироваться индивидуальными способностями человека. Периоды между повторениями можно как увеличивать, так и уменьшать.

Для эффективного запоминания также можно воспользоваться специально разработанной программой — карточки Anki. Ее суть состоит в том, что человек вводит необходимые для запоминания данные на специальные карточки. С обратной стороны размещаются вопросы. Так для каждой области знаний формируется отдельная колода карт. По такой системе изучают даты, сложные формулы, имена, наименования объектов географии, иностранные языки.

Программа задает вопросы, а пользователь должен не просто ответить, но и указать сколько времени понадобилось на вспоминание данных. Проанализировав полученные результаты, программа подстроится под потребности испытуемого, будет варьировать время на раздумывание и повторять наиболее сложные вопросы.

Мнемоническое запоминание

Данная методика основана на создании прочной связи между информацией и образами. Лучше всего, если ассоциации задействуют зрительную память, обоняние или тактильность. Методика может задействовать и эмоции, как известно, самые яркие из них надолго сохраняются в памяти.

Методикой можно воспользоваться при необходимости быстро запомнить разнообразные виды данных. Такими могут стать номера телефонов, персональные сведения или доклад. В зависимости от объема и времени на запоминание разработаны следующие приемы мнемонического запоминания.

Методика Цицерона

Позволяет сохранить в памяти как довольно объемные тексты, такие как публичные выступления, доклады или лекции.

Основа метода — создать собственные, так называемые опорные точки. При воспроизведении в памяти этих образов будет всплывать нужная информация.

Для детального понимания можно рассмотреть метод на примере собственной комнаты, которая станет опорной системой. Необходимо определиться какие объекты будут опорными точками. Например, двигаясь по часовой стрелке, в комнате расположен шкаф, диван, тумба, окно. На каждый предмет отдается определенный объем данных. Воспроизведение этого образа в памяти поможет вспомнить нужную информацию. Соединив все предметы воедино, перед человеком предстает полная картина доклада, лекции и т.д. Для запоминания потребуется порядка 2-3 повторений.

Таким образом, перемещаясь виртуально по собственной квартире, человек воспроизводит все необходимые для него данные. Каждый из предметов можно дополнить деталями для уточняющих сведений. Чтобы вспомнить доклад, необходимо совершить мысленную «прогулку» по комнате.

Метод пиктограмм

Поможет выучить длинные стихотворения, отрывки из произведений или лекции. Для запоминания текста необходимо представить рисунки (пиктограммы), которые наиболее четко отражают смысл прочитанного. При взгляде на такие записи в памяти тут же начнут возникать необходимые строки.

Наглядный пример таких зарисовок:

  • Постираем в ванночке

Рубашечку для Анночки (нарисовать рубашку)

  • Платьице для Олечки (изобразить платье)
  • Трусы для Колечки (на картинке трусы)
  • Кофточку Мариночке (здесь кофточка)
  • Платочек для Ириночке (шелковый платочек и девочку)

После зарисовки следует попробовать воспроизвести текст, глядя исключительно на пиктограмму.

Подбор рифм

Таким методом можно легко запомнить иностранные слова, правильное произношение, имена и фамилии, название географических объектов. Подбором рифм успешно пользуются создатели рекламных слоганов. Потребителю проще запомнить название или особенность товара, если с ним связана легко запоминающаяся рифма или строки, иногда даже стихи. Например, «Свежее дыхание облегчает понимание!», «Не тормози, сникерсни!».

Ученикам сложно запомнить особенности спряжения глаголов, которые не подчиняются общему правилу. Их группируют по наиболее запоминающейся рифме: гнать, дышать, держать, обидеть. Легко запомнить: слышать, видеть, ненавидеть. Глаголы зависеть и терпеть связаны еще и логически, а вот смотреть и вертеть отлично рифмуются между собой.

Также присутствует сложность при изучении английского языка, в частности запоминания неправильных глаголов.

Александр Пыльцын, опытный педагог, предложил запомнить сложные глаголы в виде рифмованного стишка:

  • Мы break-broke-broken (разрушать-ломать-сносить) старый дом
  • Очень скучно было в нем.
  • Новый дом мы draw-drew-drawn (рисовать-нарисовать),
  • Build-built-built (строить-отстраивать) — и заживем.

На таком примере можно зарифмовать любые данные, главное чтоб память подсказывала нужную информацию.

Аббревиатуры

Кто в детстве не пробовал запоминать очередность цветов радуги при помощи аббревиатуры «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны». Всем известно, что начальная буква каждого слова подсказывает букву, с которой начинается название цвета.

Теперь задачу можно усложнить и попробовать запомнить столицы государств. К примеру: Париж, Амстердам, Гавана, Вена, Хельсинки, Афины, Берлин, Найроби, Вашингтон. В виде аббревиатуры это будет выглядеть так: П А Г В Х А Б Н В.

Если буквы будут складываться в смешные и забавные формы, то такие аббревиатуры запомнятся быстрее. Осталось сочинить для тот набор слов, который быстрее всего подскажет нужные названия городов. К примеру «Пошел Архип Гулять В Холода, А в Ботинки Натекла Вода».

Общие приемы для запоминания

Установлено, что если повторить материал перед сном, то он лучше запомниться. Только для этого надо выделить время, чтобы не отвлекаться на соцсети, фильмы или переписку в интернете.

Движение во время запоминания также может ускорить и облегчить процесс. Можно приседать, отжиматься, упражняться с гантелями, мячом.

Обладателям развитой зрительной памяти помогут стикеры расклеенные в наиболее часто посещаемых местах квартиры. На них надо написать необходимую для запоминания информацию. Особенно популярны зеркало, холодильник, входные двери, прикроватная тумбочка или светильник.

Очень полезны краткие записи нужного материала. Емкие по смыслу, но краткие в написании тезисы быстро освежат память. Ключевые моменты можно изображать в виде графиков зависимостей, логических цепочек, схем. Отлично дополнят общую картину применение цветных окрашиваний особо важных данных.

Применение на практике любой из предложенных методик может не сразу дать результат. Все очень индивидуально, главное не останавливаться после неудачи. Любой человек может подобрать для себя подходящий лично ему способ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Рекомендуем прочитать
Online Gymnasia №1
Детский образовательный лагерь: развитие и отдых в одном месте

Без путевки отправьте ребенка в детский образовательный лагерь. Море эмоций, новые друзья, полезные навыки и интересное времяпрепровождение гарантированы.

Online Gymnasia №1
Мама онлайн-школьника: почему и как я решилась на перевод сына на СО

Интервью с мамой ученика Онлайн Гимназии №1, в котором Екатерина расскажет о своем выборе, а также о том, почему ее знакомые решились забрать детей из школы.

Online Gymnasia №1
Как родителям выстраивать отношения со школами

В статье разберемся, как перейти от противостояния к сотрудничеству между родителями и образовательным учреждением, и как это сделать.

Online Gymnasia №1
Сын учится в онлайн-школе: что с его социализацией

Интервью с мамой ученика Онлайн Гимназии №1. Необходим ли ребенку коллектив сверстников? Как социализироваться и нужно ли активно участвовать в общественных мероприятиях.

Online Gymnasia №1
Стихи школьной программы
c 5 по 11 классы

В списке произведений для заучивания наизусть этого года есть русские и зарубежные стихотворения. Составили примерный перечень по ФОП с 5 по 11 классы.

Online Gymnasia №1
Документы для путешествия с детьми

В статье разбираемся, надо ли с ночи занимать очередь в паспортный стол и ждут ли родителей новые сюрпризы с бумагами на несовершеннолетних.

вверх