Использование интеллект-карт на уроках биологии

Время чтения: 5 мин. 25 сек
Бесплатный пробный день
в Онлайн Гимназии №1
Подробнее

Посетите 3 настоящих урока с учителем

Выполните домашние задания

Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки

Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки

Подробнее
Содержание статьи:
    1. Что такое интеллект-карта
    2. Плюсы применения
    3. Построение интеллект-карты на уроках биологии

Школьникам приходится запоминать большое количество информации из разных дисциплин во время обучения, но не всем это дается легко. Обычное заучивание конспекта при подготовке к ответу и проверочным работам не всегда приносит положительный результат. Такой способ обычно помогает сохранить в памяти информацию лишь на непродолжительный период, а в долгосрочной перспективе все труды оказываются напрасны. Чтобы быть всегда подготовленным, эксперты рекомендуют по каждой теме составлять интеллект-карту.

Что такое интеллект-карта

Под этим понятием педагоги представляют схематическое изображение какой-либо информации. Это может быть отдельный вопрос или целый конспект тем. Ментальные карты помогают отобразить информацию в визуальной форме, что значительно облегчает ее запоминание, упрощает процесс мышления. Согласно народной мудрости, запомнить можно только увиденное, а понять – то, что сделаешь сам.

Такой вариант обладает рядом плюсов в сравнении с другими формами подачи данных. Осваивать информацию в табличном или графическом виде для мозга неестественно, а интеллект-карта с позиции нейрофизиологии объединяет работу обоих полушарий мозга. Это позволяет человеку более логически мыслить при взгляде на представленные данные, поэтому их восприятие становится более полным.

Если посмотреть на интеллект-карту, то можно увидеть иерархическую связь между отдельными элементами. В такой форме школьнику легче отслеживать причинно-следственные линии, делать необходимые выводы и систематизировать полученные знания.

Плюсы применения

Интеллект-карты были придуманы психологом, который изучал человеческий мозг и увидел, как осуществляется передачи информативной связи между нейронами – во все стороны. Стрелки между блок-схемами и являются моделями ассоциативных связей.

Основной вопрос, задача, тема пишутся в центре или в верхней части листа. Для удобства главные пункты рекомендуется оформлять в геометрической фигуре, чтобы карта напоминала блок-схему. Упростит запоминание также выделение отдельных тематических моментов другим цветом. Если разные элементы будут схожи по очертаниям и цвету, то они будут образовывать целостную картину в мозге.

После обозначения подпунктов темы под ними можно указать главные моменты, раскрывающие их. Дополнительно рекомендуется сделать небольшие зарисовки, чтобы правильные ответы быстрее «всплывали» в голове.

В обычном конспекте нужные слова или фразы могут находиться на разных страницах, поэтому часто теряются в большой массе друг слов. При этом школьник не может при подготовке связать все ключевые понятия, так как у него не возникает необходимых ассоциаций. В обычном конспектировании представлен однообразный перечень пунктов с информацией, который обедняет ассоциативный ряд. Это приводит к потере важных связей между ними. Также школьникам приходится записывать много ненужных данных, что становится причиной потери времени на прочтение, обработку информации и поиск ключевых моментов.

Построение интеллект-карты на уроках биологии

Выше было сказано, что создание ментальной карты начинается от обобщающего понятия или главной темы.

Рассмотрим пример ее создания по вопросу «клетка»:

  • центральный образ указываем или изображаем в центре листа;
  • от него рисуем линии первого уровня, на концах которых пишем слова, являющиеся ассоциациями к основным понятиям (они должны раскрывать главную идею и выделяются разными цветами);
  • далее при необходимости изображаем ветки второго уровня;
  • для лучшего запоминания в возможных местах изображаем ассоциативные рисунки или символы;
  • при необходимости соединяем отдельные понятия, относящиеся к разным веткам.

В данной теме выделяют 4 основных подпункта – уровни клеточной организации, виды клеток в природе, общность химического состава и структурной организации клеток. Под каждым блоком выделяют серию вопросов, рядом с которыми отмечают ключевые моменты.

Современным школьникам доступны различные технические возможности для построения интеллект-карт, что позволяет затратить на процедуру минимальное количество времени и сделать информацию более легкой для усвоения.

Созданная интеллект карта позволяет не тратить время на запоминание 7 страниц текста, который включает несколько сотен слов. Достаточно освоить ключевые понятия, и необходимая информация при их воспоминания сама отобразится в голове.

При этом для долговременной памяти недостаточно 1 раз составить и изучить на ментальную карту. Количество повторений зависит от объема информации и срока до проведения проверки знаний. Оптимальным вариантом подготовки к экзамену считается составление интеллект-карт в начале изучения курса. При этом не все школьники узнают о них в нужный период, поэтому подобные манипуляции рекомендуют начинать хотя бы за год до экзамена.

Повторения в этом случае проводятся после подготовки интеллект-карты по конкретной теме. Первую процедуру проводят через 10 мин., затем период перерыва будет постепенно увеличиваться – спустя 1 день, 1 неделю, 1 мес., 3 мес., 6 мес., 1 год. Первое повторение должно длиться не менее 10 мин., последующие – от 2 до 4 мин. Во время данной операции ученик должен пробовать воссоздать карту по памяти, а потом уже сравнивать свой вариант с оригиналом.

Если строить ментальную карту с помощью компьютера, то будет легче ее расширять и вносить изменения. Для создания можно использовать программу PowerPoint или Mind Maps.

Благодаря интеллект-картам школьники осознанно выделяют ключевые моменты одной темы, определяют их взаимосвязь, что позволяет представить всю информацию в компактном виде. Это не только упрощает ее усвоение, но и гарантирует надежную фиксацию в памяти на долгосрочный период.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Рекомендуем прочитать
Gimnaziya№1
10 страхов ребенка в школе: как с ними справиться

В статье психолог Онлайн Гимназии №1, эксперт по детско-родительским отношения Александра Гуливицкая расскажет, откуда берутся страхи у ребенка в школе, как с ними бороться.

Gimnaziya№1
О современном дистанционном обучении: технологии, методики преподавания, практики

Из статьи вы узнаете, как происходит обучение с применением дистанционных технологий. Какие есть современные методики преподавания и программы дистанционного обучения в школе.

Gimnaziya№1
Как не злиться на родителей: причины злости и что делать

Злость может появляться не только из-за конкретных детских обид, но и из подсознательного чувства. Рассказываем как перестать обижаться на маму и папу.

Gimnaziya№1
Дети и игровая зависимость: знать и предупредить

Предупредить детскую игровую зависимость (аддикцию) можно заранее. Рассказываем, как выявить, на что обращать внимание и когда бить тревогу.

Gimnaziya№1
Прокрастинация у детей

В статье рассказываем, что такое прокрастинация, причины ее возникновения у детей. А также приведем эффективные способы борьбы с детской прокрастинацией.

Gimnaziya№1
Лучшие платформы для дистанционного обучения

Теперь даже оффлайн школы могут смело переходить в онлайн, не имея собственного сайта. Подобрали лучшие платформы для дистанционного обучения.

вверх