Что такое перевернутый класс и как это работает
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Формат обучения в большинстве школ комбинированный: новый материал ученики усваивают и на уроке, и дома, выполняя заданные учителем упражнения. И хотя предполагается, что нагрузка, выпадающая на “домашку” и на уроки с преподавателем, должна распределяться равномерно, на практике получается по-другому. Урок длится сорок-сорок пять минут, а на домашние задания по тому же предмету школьники обычно тратят гораздо больше времени.
Альтернативный вариант – так называемый перевернутый класс: в нем все наоборот. Теоретический материал ребята изучают дома, а за партой только отрабатывают его на практике. Давайте разбираться, как устроен метод.
Что за метод и кто его придумал
Методика перевернутого класса относительно молодая. Ее в 2007 году разработали два педагога Вудлендской школы в Колорадо (США).
Чтобы освободить время на уроках для работы с оборудованием, которое нельзя заменить домашним, химики Аарон Самсу и Джонатан Бергман начали производство видеолекций. По ним ученики должны были самостоятельно усваивать теорию, а в класс приходить лишь для лабораторных экспериментов. Количество уроков при этом остается таким же, как и раньше.
В других вариациях учителя не всегда сами записывают разбор теоретического материала. Иногда указывают только тему, а источники выбирают ученики. Возможен и комбинированный вариант, тогда темы в рамках курса педагог может снабдить и списком рекомендованной литературы.
Кому пригодится
На первый взгляд методика может показаться как минимум странной: какой от нее толк, если количество занятий в расписании остается прежним, но вдобавок прибавляется много домашней работы? И хотя отдыхать больше дети действительно не станут, есть несколько ситуаций, когда новая модель сработает лучше, чем известные ранее.
- Ситуация 1. Если ребенку объяснения учителя всегда кажутся быстрыми. Пересмотреть видеоурок или перечитать разбор темы можно столько, сколько потребуется: торопить никто не будет.
- Ситуация 2. Если часов на предмет мало. Такое случается, например, с экологией или астрономией. В этом случае “перевернутая” методика тоже будет эффективнее обычной: нет смысла тратить урочное время на коллективное чтение учебника. Очные встречи при таком раскладе гораздо логичнее потратить на практику и вопросы учеников.
- Ситуация 3. Если критически важно качество усвоения материала. По какой бы гениальной методике ни был написан учебник, без практической отработки знания в голове надолго не задержатся. Хотя трудоемкость обучения по “перевернутой” модели может быть выше, чем в стандартном варианте, усвоит ребенок больше и лучше – за счет упора на практику.
Плюсы и минусы методики “перевернутый” класс
Сильные и слабые стороны подобрались и тут.
Кратко перечислим основные достоинства методики “перевернутый” класс:
- Развивает навыки работы с информацией. Даже если учитель дает готовые видеолекции или подкасты, ребенок часто обращается к дополнительным источникам. Умение с ними работать – ключевой навык, который желательно прокачать еще в школе.
- Учит не бояться практики. “Перевернутые” классы, в отличие от обычных, уроки полностью отдают под практическую отработку теории. Спросить успеют каждого, так что отсидеться не получится.
- Повышает успеваемость. Хотя результатов долгосрочных исследований методики еще нет, большинство педагогов отмечают, что дети демонстрируют хорошие показатели успеваемости. И это понятно, ведь практические задания традиционно считаются наиболее трудными в тестах. Логично, что натренированные на их решение школьники показывают лучшие результаты.
Отметим и недостатки методики:
- К урокам нужно готовиться. Стандартное обучение в школе предполагает пассивность: на урок можно прийти, даже если “домашку съела собака”. На урок-практику без хоть какого-то представления о теории идти особого смысла нет, покажется, что одноклассники и учитель выписывают на доске китайскую грамоту.
- Вопросы по теории придется отложить до лучших времен. Не исключено, что ребенку придется приобрести привычку записывать то, что его интересует. У некоторых ребят невозможность сразу получить ответ на свой вопрос может серьезно снизить мотивацию.
- Большие домашние задания. К ним тоже придется привыкнуть, и если ребенок жаловался на объемы и раньше, перестроиться будет совсем сложно.
Общие рекомендации
Можно выделить некоторые общие рекомендации работы по методике. Удобно собрали для вас в инфографике.
Хотя американская методика до наших школ еще не дошла, тенденции к ней легко прослеживаются уже в сфере высшего образования. Если раньше очных занятий было больше, а домашних и “отчетных” работ меньше, сейчас все наоборот. Аудиторные часы урезают, и педагоги стараются компенсировать их самостоятельными работами студентов. Нужен ли такой же перевес в школах – вопрос, который пока остается открытым.