Как красиво читать вслух? 7 советов и упражнений

Время чтения: 5 мин.
Содержание статьи:
  1. Скорость мышления и скорость речи — две стороны одной медали
  2. Взаимосвязь жестикуляции и речи
  3. Логика повествования и правильный ритм дыхания
  4. Скорость речи и ее громкость
  5. Скорость речи и ее громкость
  6. Техника чтения скороговорок
  7. Техника чтения прозы

Во все времена человека красила его речь, а именно ее ладность и звучание. Однако по соседству с речью находится и чтение. О том, чтобы красиво и ярко передавать настрой и смысл читаемого текста, мечтают многие взрослые и даже дети. Для некоторых чтение — это часть профессиональной деятельности, например, для педагогов. Во время прочтения каких-либо лекций перед ними стоит задача не только воспроизвести информацию, но и заинтересовать слушателя в ней. Сделать это можно при помощи определенного тембра голоса, скорости прочтения и многих других факторов, влияющих на восприятие устной речи. Красиво читать желают и родители маленьких детей, так как ничто так не скрасит вечернюю сказку для ребенка, как ее красивое воспроизводство. А для детей это же умение — это способ показать себя на различных мероприятиях: конкурс чтецов, различные концерты и праздники. Но как же развить такой нужный навык? Об этом поговорим дальше.

Скорость мышления и скорость речи — две стороны одной медали

Чтение про себя и чтение вслух — это две разных вещи. Если в первом случае перед человеком стоит цель просто самому вникнуть в смысл текст, то во втором случае этот смысл необходимо донести еще и другим людям, ведь обычно вслух читают для кого-то. Также стоит отметить, что первый процесс зависит от скорости протекания мыслей, а она имеет высокие показатели, а второй — от скорости речи. Таким образом, человек, не имеющий опыта в чтении вслух, не сможет сделать это хорошо с первого раза, так как тут, как и в любом другом деле, важна практика. Это как желание научиться кататься на велосипеде и при этом отсутствие каких-либо действий, разве что наблюдение за другими велосипедистами.

Взаимосвязь жестикуляции и речи

Ни для кого не секрет, что наше вербальное и невербальное общение тесно связаны друг с другом. Другими словами, как мы говорим, так и двигаемся. Если кому-то в это трудно верится, то можно провести эксперимент. Его суть заключается в единовременном произношении цифр от 1 до 5 и сгибание соответствующих пальцев рук.

Итак, для начала необходимо встать и желательно поднять одну ладонь вверх. Теперь начинайте медленно считать от 1 до 5 и загибайте пальцы. Как видите, пальцы сгибаются также медленно. Теперь попробуйте проделать все то же самое, но только в быстром темпе. Результат тот же, быстрый счет — быстрое сгибание пальцев. Ну и заключительная проверка: попробуйте считать быстро, а пальцы загибать медленно. Вероятнее всего, что успешным выполнением задачи вам похвалиться не удастся.

Объяснить такой феномен достаточно просто: все дело в синхронизации движений и речи, в их балансе, который был нарушен. Без такого баланса не будет и внутреннего баланса с самим собой поэтому скорее всего вас охватит дискомфорт и паника при выступлении.

В жизни таких ситуаций много. К примеру, чтение на уроке стихов, выученных наизусть. С одной стороны, ребенок соблюдает быстрый темп прочтения, а с другой стороны, его тело очень зажато. Получается, что никакого баланса нет, более того, присутствует огромный дисбаланс. Поэтому так называемой выразительности в прочтении скорее всего не будет, а значит и слушать такого ребенка одноклассники не будут.

Положительные стороны чтения вслух

Чтение вслух также имеет ряд весомых плюсов:

  • Обогащается словарный запас человека;
  • Устная речь становится более богатой и приятной на слух;
  • У читающих людей наблюдается достаточно высокая в хорошем смысле самооценка;
  • Возрастает уровень коммуникабельности;
  • Нейтрализуются негативные эмоции, снижается уровень стресса;
  • Тренируется память, мышление и воображение.

Логика повествования и правильный ритм дыхания

Логика — это то, что должно присутствовать абсолютно во всех действиях человека, в том числе и в речи. Логика в речи отражает связь между языком и мышлением. Например, при объявлении по-разному эмоционально-окрашенных новостей мы используем разную интонацию: о грустных событиях говорят тихим, но при этом не лишенным четкости голосом, а о веселых — громким и все таким же четким голосом. Но чтобы правильно передать интонацию, необходимо отслеживать то, как вы дышите. Дыхание также отвечает и за смысловые ударения в речи, без которых бы всё сказанное было лишено какой-либо логики.

Для наглядности приведем банальный, но тем не менее хороший пример. Возьмем вопрос “Это твоя бабушка?” и поэкспериментируем со смысловым ударением на слова. Для начала сделаем акцент на первом слове, потом на втором и затем на третьем. Заметили как изменился смысл вопроса только из-за одного ударения?

Длина строки и логическое ударение

Как правило, начинающими чтецами остается незамеченным такой фактор, как длина строки и логическое ударение в стихотворениях, а ведь от этого тоже многое зависит. Дело в том, что человеческий мозг так устроен, что при чтении мы стараемся прочитать максимум слов на одном дыхании, но это в корне неправильно, так как произведения разных поэтов очень индивидуальны. К примеру у Маяковского длина строки — это лесенка в одно слова, а у Пушкина 6-7 слов. Разве можно прочитать их стихотворения, используя при этом один ритм? Конечно же нет.

Однако есть правила, которое подойдет под все случаи: одна строка — один выдох. Сюда же входит и совет о том, что нужно интонационно выделять последнее в строке слово, а после него брать перерыв в пару секунд, затем снова вдох и чтение. И так по кругу. Когда этот навык отточится и появятся систематические паузы между строк, то можно будет назвать такое чтение ритмичным. Стоит отметить, что ритм зависит не только от интонации и эмоциональной окрашенности чтения, но и от дыхания человека. Отметим, что даже при заучивании стихов лучше всего сразу ориентироваться на ритм, а не на рифму, так как это будет намного проще.

Скорость речи и ее громкость

Любого оратора может загубить его желание быстро говорить, так как в этом случае вероятность того, что вас не будут понимать, а следовательно и слушать близка к 100%. Напротив, идеальная речь — эта та, которая является громкой и медленной. В данном случае шанс заинтересовать людей, сидящих в аудитории куда больше. Не бойтесь говорить так, чтобы вас было слышно даже на самых дальних рядах. И помните, что громкость — это не то, что зависит от напряжения горла, а то, что регулируется силой выдоха и глубиной вдоха, т.е. дыханием.

Не стоит забывать и элементарную психологию: нас видят и замечают тогда, когда мы громкие, яркие и интересные люди, в любом другом случае мы смешиваемся с серой толпой. То же самое и в случае с публичными выступлениями: тихая речь оберегает оратора от пристального внимания к своей личности. Кому-то это может показаться не таким уж и плохим явлением, ведь никто не увидит в выступлении оплошностей. Но ведь тогда и все выступление в целом останется не во внимании, а это не то, чего мы хотим достигнуть. Напротив, надо привлекать к себе внимание, к которому со временем можно будет привыкнуть.

А когда вы поняли, что вас все-таки слушают, стоит сосредоточиться на ритме чтения и интонационных ударениях и паузах. Именно они помогают слушателю понимать текст в идеале. Особенно актуально это тогда, когда текст выступления весьма труден для понимания.

Помните и о том, что чтобы кому-то что-то рассказать, необходимо самому это понимать. Другими словами, вы должны в идеале владеть той информацией, которой делитесь с другими.

Техника чтения скороговорок

Самое главное правило — это не стараться прочитать скороговорку сразу быстро, так как это не ваша основная цель. Суть скороговорок заключается в оттачивании умений подачи информации, четкости и ясности речи.

Техника чтения прозы

Многие читают прозу очень безэмоционально и на одном дыхание, а это и есть их главная ошибка. Необходимо передавать смысл текста, не гнаться за количеством прочитанных страниц, а за качеством чтения. Следите за дыханием, оно должно быть неторопливым и глубоким. Если вам трудно поймать ритм автора, то можно воспользоваться небольшой хитростью: как бы подбрасывайте интонационно каждое слово вверх. Со временем вы поймете, что в вашем чтении появилась ритмичность.

Диалог в произведении стоит читать так, как вы разговаривали бы в реальной жизни. Если диалог подразумевает шепот, то не стесняйтесь и шепчите, если смех, то смейтесь.

В любом случае верьте в себя и в возможность научиться выразительному чтению вслух. Самое главное в этом деле — регулярная практика.

Учиться онлайн еще никогда не было так просто!

Заполните, пожалуйста, контактные данные и получите подробную консультацию и бесплатный пробный день в нашей школе

    Заполните поле
    Заполните поле
    Выберите класс
    Выберите класс
    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    Рекомендуем прочитать

    вверх