Билингвизм у детей: плюсы, минусы
в Онлайн Гимназии №1
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Билингвами принято считать людей, владеющих иностранным языком столь же уверенно, как и родным, и свободно использующих его в быту. Поверхностное знание двух и более языков не относится к билингвизму. Дети-билингвы овладевают языками в раннем возрасте. Как правило, это дети, рожденные в смешанных браках, их родители разговаривают в быту на родных языках, и дети растут в неоднородной языковой среде, впитывая не один язык, а сразу несколько. Смешанный билингвизм может быть и в семьях, где специально нанимают гувернантку или няню-носительницу языка.
Виды билингвизма
Можно выделить такие виды билингвизма, как естественный и искусственный билингвизм. В семьях, где говорят на нескольких языках, у детей развивается естественный билингвизм. Билингвизм у детей возникает по ряду причин. Если в смешанных браках родители говорят с ребенком только на своем языке, то он усваивает оба языка одновременно. Этого эффекта можно добиться и в несмешанном браке. Если родители владеют на хорошем уровне иностранным языком, они могут создать дома еще одну языковую среду, и ребенок, погруженный в нее, усвоит еще один язык.
Искусственный билингвизм распространен повсеместно. Люди учат один или несколько языков, приобретая необходимые речевые навыки, однако родным будет только тот язык, который выучили в детстве. Искусственный билингвизм отличается от обычного изучения иностранного языка овладением через культуру, социализацию, общение с носителями. Это жизнь в стране изучаемого языка или постоянные летние языковые курсы.
Также эти виды билингвизма называют врожденным и приобретенным билингвизмом.
Преимущества билингвов
Психологи давно интересуются таким явлением, как билингвизм. Протестировав множество людей, они определили следующие преимущества билингвов.
- У билингвов более развитые умственные способности. Они могут одновременно поддерживать активность обоих языков, что развивает умение одновременно концентрироваться на разных вещах. Благодаря этому билингвы более уверенно добиваются целей и в процессе совершают меньше ошибок.
- Билингвам присущи находчивость и изобретательность. Дети, владеющие несколькими языками, одновременно развивают смекалку и креативное мышление.
- Билингвы обладают гибким умом и крепкой памятью, поскольку изучение языков – лучшая тренировка памяти.
- У билингвов не наблюдается умственных расстройств. Человек, владеющий несколькими языками, все время тренирует память. Причем, чем выше степень билингвизма, тем мощнее сопротивляемость деменции или болезни Альцгеймера.
- Билингвы обладают рациональным мышлением, они внимательны и наблюдательны, тщательно планируют дела и с легкостью находят выход из трудных ситуаций.
- Билингвам легче дается освоение новых языков. Они быстрее запоминают незнакомые слова и легче усваивают грамматику.
- У билингвов меньше проблем с социализацией. Знание языков увеличивает количество и качество социальных связей, кроме того, у билингвов более развиты коммуникативные навыки.
- Типы билингвизма помогают лучше распознавать эмоции. Благодаря знанию синонимов одного и того же слова билингвы умеют точнее осмысливать свои эмоции.
- Билингвы имеют больше шансов на получение престижной работы. Многие зарубежные представители крупных компаний отдают предпочтение двуязычным сотрудникам.
Недостатки билингвизма
- Дети-билингвы начинают позже говорить. Объясняется это тем, что ребенку требуется накопить необходимый словарный запас одновременно на двух языках, а это требует времени. Родителям детей-билингвов надо больше времени уделять ребенку и разговаривать с ним на двух языках.
- Билингвизм у детей приводит к смешиванию слов. Некоторых родителей смущает, что ребенок смешивает слова двух языков в речи. Но это – нормальный процесс. Как правило, к 4 годам ребенок начинает понимать разницу языков.
- Многие дети-билингвы выбирают основной язык и не хотят осваивать на втором языке чтение и письмо, оставляя его как разговорный.
- Наблюдается нарушение баланса между языками при неверном подходе к обучению, в результате ребенок может говорить с акцентом на обоих языках.
Как справиться с проблемами билингвизма
- Если ребенок смешивает языки, позволяйте ему договорить, выразить свою мысль, не перебивайте с желанием исправить ошибки. Только после того, как ребенок закончил говорить, повторите фразу правильно.
- Необходимо не просто разговаривать на языке, но и погружать ребенка в культурную среду, рассказывая как можно больше о традициях и культуре страны.
- Методы обучения должны соответствовать возрасту, игры с карточками и словами со временем необходимо заменять упражнениями по грамматике.
Изучение языка и возраст
В детстве, учась говорить, дети подражают близким, начиная с лепета и постепенно осваивая осмысленную речь. Артикуляционный аппарат «затачивается» на родной язык, если их два, возникает билингвизм. С возрастом артикуляционный аппарат становится менее подвижным, именно по этой причине взрослым сложнее даются иностранные языки.
Типы билингвизма можно развить. Некоторые родители не решаются создавать дома билингвальную среду, пока ребенок маленький. Они считают, что, когда он подрастет, будет проще. И напрасно. Чем старше ребенок, тем труднее ему будет овладеть вторым языком на уровне родного.
Билингвизм зарождается в раннем детстве. Ученые провели ряд исследований, в ходе которых выяснили, что после 8–11 лет снижается вероятность безупречно овладеть фонетической системой и языковыми конструкциями, даже если переехать в страну изучаемого языка и полностью погрузиться в языковую среду.
Взрослые изучают иностранные языки, опираясь на родной язык, они сначала переводят слова и фразы в голове, ищут аналоги в родном языке, а затем проговаривают их на иностранном языке. Естественные билингвы мыслят сразу на двух языках, они просто их переключают.