Как решить проблему неуспеваемости в школе

Время чтения: 8 мин.
Бесплатный пробный день
в Онлайн Гимназии №1
Подробнее

Посетите 3 настоящих урока с учителем

Выполните домашние задания

Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки

Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки

Подробнее
Содержание статьи:
  1. Причины школьной неуспеваемости
  2. Могут ли отчислить из школы за неуспеваемость
  3. Кто отвечает за неуспеваемость ребенка в школе?
  4. Как повысить успеваемость ребенка
  5. Стоит ли помогать с домашней работой

Что делать, если плохо учишься, – задаются вопросом ученики. Термин “неуспеваемость” ввел эксперт по одаренным детям Кэрол Бейнбридж. Он дал такое определение: “неуспеваемость – это успеваемость ребенка ниже уровня, прогнозируемого на основании его способностей”. Такое представление помогает увидеть проблему целиком, когда ученик имеет определенные способности, зачастую гораздо выше среднего, но совершенно не использует свой потенциал.

Обычно ученики начальной школы показывают несоответствие врожденных способностей и своих школьных успехов. И, если вовремя не решить вопрос, проблемы неуспеваемости будут становиться все масштабнее от класса к классу.

Порой учителя видят талант ребенка, но в силу недостаточного педагогического опыта или переполненности классов не могут его раскрыть, беспомощно жалуясь родителям в дневнике: “Недостаточно старается!”, “Может писать лучше!”. А родители, в свою очередь, удивляются: “Мы же отдали ребенка в школу, вот и учите”. Решить проблему реально только в тандеме. Иначе в противостоянии взрослых остается пострадавшая сторона – сам ученик.

Причины школьной неуспеваемости

Причины школьной неуспеваемости

Каковы причины школьной неуспеваемости? Оставим медицинские причины профессионалам и рассмотрим те, с которыми под силу справиться родителям и учителям.

Неуспеваемость учеников может быть вызвана школьными или домашними проблемами.

Школьные трудности связывают с такими ситуациями.

  1. На уроках нет увлекательной и доброжелательной атмосферы, когда ученику не только не интересно слушать объяснения педагога, но и страшно ответить неправильно или невпопад. Дети не могут раскрыть свой потенциал, особенно замкнутые и стеснительные ученики.
  2. Проблемы неуспеваемости могут скрываться в некомпетентности учителя. Если учитель перебивает, не дослушав ответ, высмеивает или язвительно комментирует, ребенок закрывается и теряет интерес к учебе.
  3. Если в классе чрезмерная конкуренция, это тоже путь к неуспеваемости отдельных учеников. Некоторые ребята не могут работать в стрессе или не хотят высовываться, чтобы лишний раз не ощущать свою неуспешность на фоне “звезд” класса.
  4. Неразрешенные конфликты между учителем и учеником ведут к неуспеваемости. Причем ученик может забросить изучение предмета и получать низкие оценки заслуженно, а может изо всех сил стараться, но в силу мстительности педагога получать заниженные отметки.
  5. У некоторых детей скорость обучения и выполнения заданий ниже, чем у других. Они медленнее вникают в задание и выполняют его. Им просто не хватает времени, а не знаний, чтобы завершить работу вовремя. Как правило, учителя на уроках торопятся и постоянно подгоняют детей.
  6. Проблемы неуспеваемости могут заключаться в давлении со стороны сверстников. Если в классе не создана атмосфера поддержки и взаимопонимания, детям, хоть немного отличающимся от других, приходится тяжело. Естественно, в состоянии стресса не может идти речи ни о каком раскрытии потенциала.
  7. Отсутствие возможностей для проявления творческих способностей, недостаточная гибкость школьной программы также могут стать причинами низкой успеваемости. Талантливым и одаренным детям неинтересно учиться по жесткой программе, не соответствующей способностям ребенка.

Негативное влияние домашних проблем:

  1. Постоянные конфликты между родителями или со старшими братьями и сестрами, отсутствие родительского внимания, когда ребенок не чувствует себя любимым и защищенным, приводят к снижению успеваемости.
  2. В то же время чрезмерная опека или давление родителей, нацеленных на высочайшие результаты в учебе, негативно отражаются на хорошей учебе.
  3. Неумение учиться, планировать, ставить цели, разбивать большие задачи на маленькие этапы или недостаточная мотивация. Ребенок не может самостоятельно ответить на вопрос: что делать, если не дается учеба.

Как правило, дети с низкой успеваемостью перестают верить в себя, в собственные силы, в то, что могут быть среди лучших учеников класса. Это состояние способны излечить только совместные усилия родителей и учителей. В дальнейшем, ученики смогут направить энергию с переживаний по поводу неудач на свершения и достижение целей.

Могут ли отчислить из школы за неуспеваемость

Неуспеваемость в школе пугает троечников не сама по себе, считается, что из-за плохих оценок могут отчислить из школы. Масла в огонь подливают и учителя, пугают, мол, уйдешь из школы со справкой и никуда не поступишь. Но законно ли вообще выгонять ребенка из школы только за плохие оценки? И как вообще учитель понимает, что ребенок успевает хуже других?

Отчислить ребенка из школы могут только в том случае, если он регулярно нарушает устав, хулиганит и подвергает опасности остальных учащихся. Это касается даже “крутых” школ: за двойки и тройки не выгоняют и оттуда. Если ребенка каким-то образом все же отчислили за неуспеваемость, есть повод обратиться в вышестоящие органы: это нарушение.

Диагностику неуспеваемости в классических школах учителя проводят с помощью тестирования, результат которого – оценки. Если они из месяца в месяц все хуже, “проблемного” ученика могут вынести на обсуждение на педсовете.

Глобально вопрос с неуспеваемостью в школе решают по-другому. Если ребенок не сумел справиться с долгами в сроки, установленные законом (год с момента образования академической задолженности), его могут оставить на второй год или перевести на индивидуальный учебный план. Причем смена школы не решит проблему: “прощать” долги по закону нельзя, так что с ними придется разбираться и на новом месте.

Комиссию, как в университете, ребенку, конечно, не устроят: пересдавать академические задолженности школьник, скорее всего, будет одним и тем же учителям. А вот протокол с участием комиссии составить могут. Он послужит уведомлением обо всех долгах, справиться с которыми не получилось.

Вызывать родителей в школу по таким поводам тоже можно: даже если вы исправно посещали все родительские собрания, школа имеет право сделать внушение еще раз. На педсовет, конечно, не пригласят, но вот пообщаться с классным руководителем или завучем придется.

Если все попытки вернуть подростка в учебу исчерпаны, педагоги предложат три варианта:

  • остаться на второй год;
  • закрыть долги на индивидуальном учебном плане;
  • учиться дома, на семейной форме образования.

Кто отвечает за неуспеваемость ребенка в школе?

Работа школы – обеспечить условия для обучения: нанять учителей, закупить нужное оборудование и книги, организовать учебный процесс. Если что-то пошло не так и образовались академические задолженности, ответственность за их ликвидацию по закону ложится на родителей.

Что же делать? Если все зашло слишком далеко, и педагогические работники предлагают альтернативные варианты получения среднего образования, соглашайтесь хоть на что-то: сделать выбор по закону вы обязаны. Лучше подумать об организованном домашнем обучении по всем или по части предметов. Так у ребенка будет шанс пройти нужные темы в своем темпе и точно разобраться, а не просто списать с доски.

Как повысить успеваемость ребенка

Итак, что делать, если плохо учишься?

  • Повысить успеваемость ребенка можно, устранив причины его неуспеваемости. Если не получается повлиять на атмосферу в классе или разрешить конфликт с учителем или учениками, необходимо перевести ребенка в другую школу или изменить формат обучения.

Например, в ОНЛАЙН ГИМНАЗИИ № 1 атмосфера во время уроков и взаимоотношения в классе способствуют раскрытию потенциала. Кстати, талантливым, одаренным детям и детям, работающим в своем темпе, тоже подойдет онлайн-обучение в гимназии. У нас есть возможность выстраивать собственную траекторию обучения по индивидуальному графику.

  1. Если причина низкой успеваемости кроется в семейных проблемах, родителям стоит заключить перемирие, не конфликтовать при ребенке и помнить, что в этот момент они закладывают модель поведения и влияют на его будущее.
  2. Родителям, нацеленным на высокие результаты, необходимо подумать о том, что ребенок должен учиться не ради оценок, а ради обретения знания и раскрытия собственных способностей, и помогать ему в этом.
  3. Для детей, не умеющих учиться и планировать, советы несколько другие. Им необходимо научиться ставить цели, для этого проанализировать предыдущие годы учебы, оценить успеваемость и понять, когда не хватило целеустремленности, чтобы показать лучший результат, в какой момент не было инициативы, и подходить к процессу учебы с учетом этих промахов, поняв и решив, что делать, если не дается учеба.
  4. Поскольку в школьной программе с каждым годом появляются все новые предметы, которые сначала могут показаться ребенку слишком сложными, родителям необходимо на начальном этапе предлагать свою помощь по вечерам или в выходные, чтобы помочь понять их.
  5. Современная программа довольна сложна, и, если высшего образования родителей не хватает для помощи ребенку, не стоит стесняться прибегать к помощи извне, то есть к услугам репетитора.
  6. Если ребенок старается, и его успеваемость заметно повысилась, не оставляйте этот факт без внимания, обязательно похвалите его и проведите время вместе, но так, как нравится ребенку. Для него успехи в учебе должны ассоциироваться с удовольствием.

Мир изменился, и современные технологии надо не запрещать, а использовать, чтобы вовлечь ребенка в процесс обучения. Ищите вместе информацию на образовательных сайтах, воспользуйтесь языковыми платформами, чтобы подтянуть английский или французский, позвольте сделать ребенку презентацию в мультимедийном формате. В нашей гимназии давно и успешно внедрены инновационные технологии в процесс обучения. Например, используется “умная” ручка, с помощью которой все написанное учеником выводится на экран учителя через Bluetooth. Все темы школьной программы представлены базой анимированных роликов, а для ответов на вопросы при выполнении домашнего задания работает круглосуточный чат. Кстати, вопрос с домашней работой для многих родителей и детей остается достаточно болезненным.

Стоит ли помогать с домашней работой

Стоит ли помогать с домашней работой

Сначала необходимо ответить на другой вопрос, а чем вызвано желание помочь с выполнением домашних заданий? Как правило, часть родителей хочет контролировать ребенка, другая часть желает оградить его от излишней нагрузки. Однако психологи единодушны в этом вопросе. Они считают, что домашняя работа – это зона ответственности ребенка и он должен делать уроки самостоятельно. При возникновении вопросов ученик должен обратиться за помощью к родителям. Если помощь требуется регулярно, необходимо выявить причину и решить ее (снизить нагрузку, поменять школу, нанять репетитора).

Родители могут оказать эмоциональную поддержку, например, читать в той же комнате книгу, пока ребенок делает уроки. Им следует проверять, выполнено ли домашнее задание, а проверка качества – это уже забота не родителей, а учителей.

Кстати, современные технологии сослужили для родителей плохую службу. Многие учителя теперь считают своим долгом писать родителям о каждом домашнем задании, выполненном на тройку, и требовать выполнения уроков под контролем родителей на пятерку. Не поддавайтесь на эту провокацию. Ребенок получил свою заслуженную оценку, а при вашем активном участии это уже будет ваша оценка, а не его. Учителям важна еще и статистика, а вам — самостоятельность и ответственность вашего ребенка, которые очень пригодятся ему в дальнейшей жизни. Причем, чем старше ребенок, тем меньше контроля выполнения домашних работ должно быть с вашей стороны и больше самостоятельности с его стороны.

Безусловно, родители не должны оставаться в стороне от учебы детей, но им необходимо прибегнуть к другим способам помогать, при этом не выполняя работу за ребенка. Например, с первого класса научить планированию: какие задания требуют срочного выполнения, а на какие отведено несколько дней. Избавить от страха неудач, объяснив, что не бывает плохих и хороших оценок, а бывает недостаточная подготовленность или непонятая тема, именно эти проблемы и надо решать.

Задача родителей – научить ребенка ставить цели и идти к ним, справляясь с проблемами и приобретая жизненный опыт, а не заточить его в железные тиски контроля и гиперопеки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Рекомендуем прочитать
Online Gymnasia №1
Апелляция на ОГЭ или ЕГЭ

Рассказываем в каких случаях и ситуациях участники ОГЭ и ЕГЭ могут подать официальную претензию.

Online Gymnasia №1
10 вариант ОГЭ
по математике

Тест ОГЭ по математике, составлен с учетом демоверсии ОГЭ от ФИПИ. Вариант 10 2024 года.

Online Gymnasia №1
9 вариант ОГЭ
по математике

Тест ОГЭ по математике, составлен с учетом демоверсии ОГЭ от ФИПИ. Вариант 9 2024 года.

Online Gymnasia №1
8 вариант ОГЭ
по математике

Тест ОГЭ по математике, составлен с учетом демоверсии ОГЭ от ФИПИ. Вариант 8 2024 года.

Online Gymnasia №1
7 вариант ОГЭ
по математике

Тест ОГЭ по математике, составлен с учетом демоверсии ОГЭ от ФИПИ. Вариант 7 2024 года.

Online Gymnasia №1
6 вариант ОГЭ
по математике

Тест ОГЭ по математике, составлен с учетом демоверсии ОГЭ от ФИПИ. Вариант 6 2024 года.

вверх

Столько учеников в Онлайн Гимназии №1 из города

Введите ваш номер телефона в поле ниже и мы расскажем вам про специальные условия обучения для вашего города