Что делать, если ребенку скучно в школе

Время чтения: 6 мин. 35 сек.
Бесплатный пробный день
в Онлайн Гимназии №1
Подробнее

Посетите 3 настоящих урока с учителем

Выполните домашние задания

Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки

Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки

Подробнее
Содержание статьи:
  1. Фрагментарное, или клиповое мышление
  2. Упрощение жизни ведет к скуке
  3. Развлечения повсюду
  4. Неумение учиться
  5. Устаревшая система образования
  6. Психологические проблемы

Детям в школе скучно бывает по разным причинам. Первоклашки привыкли к играм и уроки могут быть не интересны. Подростки отвлекаются, пропускают что-то важное, а потом не в состоянии уследить за ходом занятия. Возможно, что проблема в учителе, который физически не способен уследить за 30 ребятами в классе. Или учебный материал преподносится монотонно. Давайте разберемся детально, что делать, если ребенку скучно в школе.

Почему ребенку скучно в школе?

Мнение психолога Онлайн Гимназии №1, Александры Гуливицкой:

Говоря об интересе к учебе или о его отсутствии, психологи имеют в виду сформированность внутренней мотивации учения.

У дошкольников в районе 7 лет происходит переход от ведущей игровой деятельности к волевой. А волевая деятельность предполагает прикладывание умственных, физических усилий и оттормаживание спонтанных импульсов, которые вознаграждаются учебными результатами. Сам смог прочитать текст и ответить на вопросы, красиво написал крючочки и палочки, нарисовал красивую картинку.

Положительный результат формирует дофаминовый ответ и ребенок получает радость от своего достижения, желание учиться. В норме, этот механизм приводит к формированию стойкой учебной мотивации. Но не все так просто, как нам бы хотелось. Важным фактором для дальнейшего развития мотивации учения является сформированность учебных навыков: интеллектуальных, информационных, коммуникативных. Неправильно, если, например, к восьмому классу у ученика сформирован только навык списывания и конспектирования. Конечно такому ребенку некомфортно и неинтересно (скучно) учиться.

Фрагментарное, или клиповое мышление

Фрагментарное, или клиповое мышление — это тип мышления, при котором информация воспринимается только короткими отрезками и яркими образами; сосредоточиться на длинных фрагментах при этом очень сложно или невозможно.

Такой тип мышления свойственнен большинству современных детей. Читать длинные статьи или параграфы в учебнике, смотреть часовые видео уроки или слушать учителя по 40 минут тяжело. Тестируются разные способы организации учебного процесса (например, блочно-модульное обучение), но, в целом, занятия строятся почти так же, как десять-пятнадцать лет назад. В результате, ребенок теряет концентрацию и начинает скучать. То, что говорит учитель, или написано в учебнике, превращается в бессмысленную “кашу”.

Что можно сделать? Ребенку будет полезно научиться самому разбивать длинные фрагменты материала на удобные для восприятия блоки. Умение разбивать большие задания на маленькие в будущем пригодится в работе с объемными задачами по учебе в колледже или университете. Помогите ученику превратить привычку “перескакивать” с одного на другое в многозадачность. Организуйте занятия или выполнение домашних заданий так, чтобы в процессе пересекались блоки по схожим предметам. Например, ребенок может одновременно готовиться к русскому и литературе, если по отдельности эти предметы кажутся ему скучными. Работая над сочинением, можно обращать внимание и на грамматические конструкции, пунктуацию, вспоминать и повторять вслух правила.

Мнение психолога:

«Клиповое» мышление — это не причина, а скорее следствие проблемы. Причина же в неконтролируемом потреблении видео и аудио контента, развлекательного содержания. Ребенок привыкает получать «легкий» дофамин от победы в игре или от 15 секундного ролика в соцсети. Прикладывать умственные усилия для получения этого же вознаграждения «естественным» путем уже не хочется.

Таким образом понятие скука обретает совсем другое значение – неумение (нежелание) направлять и удерживать произвольное или волевое внимание на предмете изучения. Этот навык формирует отнюдь не школа, а семейное воспитание. Что принято или не принято в семье. Принято бесконтрольно долго играть в гаджеты, потому что родители заняты на работе, или, например, каждые выходные посещать с семьей театральные постановки, интересные выставки, обсуждать события дня или недели. Семейные традиции, комфортная безопасная обстановка в семье обеспечивает подростку достаточный уровень доверия к себе и к миру, чтобы не искать быстрого и доступного удовольствия в виртуальном пространстве.

Упрощение жизни ведет к скуке

Возможность быстро уточнить все, что нужно, это и плюс, и минус, а с точки зрения учебного процесса, скорее, недостаток. Ребенок привыкает, что любую информацию можно быстро “загуглить”. Зачем учить и запоминать, если под рукой такой “универсальный” справочник? В результате, саботируя основные принципы учебы в школе, ребенок, конечно, скучает, ведь делает вывод, что читать учебник или слушать учителя – бессмысленно.

Что можно сделать: объясните ребенку, как работает обучение любому навыку или предмету – сначала образуется база. А на нее, как кирпичики, наслаиваются новые знания и умения. Желательно привести примеры из сфер, близких, интересных ребенку. Они подействуют эффективнее, чем рассказы о том, с чем ребенок никогда не сталкивался. Поставьте перед ребенком интересную задачу, например, создать модель робота-рыцаря, как у Леонардо да Винчи, используя математику, или найти новый химический элемент для таблицы Менделеева, или сложить оригами из бумаги по изученным геометрическим фигурам. Цель должна соответствовать возрасту и уровню знаний ребенка, быть достижимой.

Мнение психолога:

Желание упростить себе жизнь – один из ведущих механизмов адаптации. Человечество от скуки придумало массу полезных вещей: дистанционное управление приборами, доставку продуктов, делегирование, наконец. Ребенок с несформированным «Я» отправляет свои мозги на аутсорсинг. ГДЗ, решебники, краткое содержание произведений в виде клипов и мультфильмов – не оставляют шанса на «погрызть гранит науки» своими зубами. И вот уже из производителя, мозг ребенка превращается в пассивный приемник готовой информации. И мы имеем не процесс познания, а результат механического списывания. А поскольку процесса нет, то и радости от достигнутого результата – тоже нет. Так формируются подростковые депрессии и субдепрессивные состояния. Ничто не радует, развитие не происходит, самооценка не формируется – не из чего ей сформироваться. Ведь самооценка – это совокупный результат положительного опыта и знания о себе.

Важной задачей родителя на протяжении всего подросткового возраста становится помощь в формировании положительной самооценки, основанной на конкретных результатах деятельности. Количество прочитанных и понятых книг, достижений в спорте и/или творчестве, уровень освоения учебных навыков и положительное подкрепление даже минимальных результатов. Сравнение ребенка с собой вчерашним и отмечание динамики развития создает внутреннюю уверенность в собственных силах и желание двигаться дальше.

Развлечения повсюду

Еще одна проблема, с которой пытаются бороться и педагоги – множество отвлекающих факторов, которые сводят на нет все усилия по вовлечению ребенка в учебный процесс. Часто учителю не помогает даже показательный сбор гаджетов: школьники хитрят, сдают старую технику или выкручиваются другими способами.

В результате, учителю становится очень сложно что-то “долить” в переполненный “сосуд” ребенка. Заинтересовать его так же, как короткие эмоциональные ролики и игры, часто не получается. Ребенок снова начинает скучать: в школе его вниманием уже не могут завладеть так же легко, как это делают создатели специально ориентированного контента.

Что можно сделать? Ограничения – хорошее подспорье, но не основной метод решения проблемы. Придется копнуть глубже и выяснить, что сможет смотивировать ребенка сменить фокус внимания на учебу. Сделайте упор на практическое применение знаний, объясняйте, как полученная из учебника информация может помочь в реальной жизни. Сходите в поход, расскажите, как трением добыть огонь, почему, если ориентироваться на Полярную звезду, то будешь на север; какие способы помогут сделать воду из ручья пригодной для питья и т.д.

Неумение учиться

Нехватка учебных навыков —  еще одно препятствие, которое тормозит процесс обучения и заставляет ребенка скучать на уроках в школе. Не умея найти, отобрать и проанализировать информацию, школьники часто тонут в рутине. Механически читать, заучивать и переписывать параграфы, решать задачки по пошаговым инструкциям, в итоге, надоедает. Отсюда и безразличие, ведь даже взрослым это не нравится, чего ожидать от детей?

Что можно сделать: научить ребенка выделять главное и отличать полезные сведения от информационного шума. Превратите процесс в игру: малыши, например, могут представить себя шпионами с другой планеты, которым нужно собрать факты о различных земных науках. Ребят постарше увлечь по-другому: что такое цифровая грамотность, расскажите, почему важно отличать правду от “фейка”, покажите несколько работающих способов.

Устаревшая система образования

Классно-урочная система, придуманная для сокращения затрат при массовом обучении, для образования молодого поколения подходит уже не так хорошо, как раньше. Изменились и шаблоны восприятия информации, и внешние условия: сегодня в большинстве сфер важнее не запомнить как можно больше, а усвоить крепкую базу, уметь правильно оперировать полученными знаниями. Другими словами, получить функциональную грамотность.

Разнообразить учебный процесс можно и с помощью дополнительных занятий: самостоятельных или с репетитором. Случается, что дополнительная нагрузка сводит на нет все усилия, если времени на отдых не останется. Школьник захочет вернуться к старой схеме обучения: там, где не так интересно, но хотя бы можно передохнуть и подольше поспать.

Альтернативный вариант – сменить школу: если учитель не мотивирован работать над качеством уроков, никакие жалобы и просьбы не сделают занятия интереснее. Проще и быстрее (с точки зрения результата для ребенка) бывает перейти в другое учебное заведение.

В этом случае может подойти учеба в онлайн-формате: она мало чем отличается от занятий в обычной школе с точки зрения организации и привычных моментов. А учителя больше заинтересованы в том, чтобы в школе ребенок не скучал. Мы знаем, что переход на новый формат – это волнительно и тревожно, поэтому даем возможность бесплатно протестировать обучение: записывайтесь на 7 дней доступа к образовательной платформе с настоящими, живыми уроками.

Психологические проблемы

Плохой педагог или группа задир-одноклассников могут затруднить процесс обучения не хуже, чем непонятные учебники и монотонные лекции вместо уроков. Нельзя даже сказать, что ребенок скучает в школе. В такой ситуации школьник скорее тратит основной запас сил на конфликты и борьбу со стрессом: учиться в таком состоянии просто не получается.

Что можно сделать? 

  1. Первый шаг, если проблема в педагоге – поговорить с администрацией школы. Там должны, как минимум, рассмотреть жалобу или обращение, и озвучить ответ.
  2. Если проблема в одноклассниках, которые обижают или травят ребенка на регулярной основе, сначала лучше попытаться решить проблему с классным руководителем.
  3. Следующий уровень, если не помогло – снова обращение в дирекцию. Попытаться призвать школу к порядку в инстанциях повыше можно, но нужно учитывать, что психологическая обстановка для ребенка, скорее всего, будет не из легких. Ответная реакция виновных в таких случаях часто еще более жесткая, чем придирки раньше.

Иногда более щадящим вариантом остается сменить школу или гимназию. Однако уходить сразу, вообще не попытавшись решить проблему, не стоит. Ребенок может запомнить и перенять стратегию ухода от конфликта, которая навредит в будущем.

Ребенок может скучать в школе по разным причинам: мешают впитывать новые знания трудности с восприятием длинных материалов, привычка быстро “гуглить” любую информацию, а не думать самостоятельно, а также плохой подход к подаче материала, много отвлекающих факторов и быстрый доступ к развлечениям. Одной из не очевидных причин также может стать гормональный дисбаланс, распознать который сможет только врач-эндокринолог.

Для вашего удобства мы структурировали основные выводы по статье:

Как заинтересовать ребенка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Рекомендуем прочитать
Gimnaziya№1
О современном дистанционном обучении: технологии, методики преподавания, практики

Из статьи вы узнаете, как происходит обучение с применением дистанционных технологий. Какие есть современные методики преподавания и программы дистанционного обучения в школе.

Gimnaziya№1
Как не злиться на родителей: причины злости и что делать

Злость может появляться не только из-за конкретных детских обид, но и из подсознательного чувства. Рассказываем как перестать обижаться на маму и папу.

Gimnaziya№1
Дети и игровая зависимость: знать и предупредить

Предупредить детскую игровую зависимость (аддикцию) можно заранее. Рассказываем, как выявить, на что обращать внимание и когда бить тревогу.

Gimnaziya№1
Прокрастинация у детей

В статье рассказываем, что такое прокрастинация, причины ее возникновения у детей. А также приведем эффективные способы борьбы с детской прокрастинацией.

Gimnaziya№1
Лучшие платформы для дистанционного обучения

Теперь даже оффлайн школы могут смело переходить в онлайн, не имея собственного сайта. Подобрали лучшие платформы для дистанционного обучения.

Gimnaziya№1
Как уговорить родителей перейти на домашнее обучение

Как убедить родителей, что на уроках скучно? Какими аргументами запастись в пользу того, что лучше лишний раз съездить на олимпиаду, чем просиживать штаны в душном классе? Собрали факты и истории наших учеников.

вверх