
Подготовка к ОГЭ по математике будет чуть проще, если уметь пользоваться формулами. Какими именно и как эффективно их применять читайте в статье.
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Детям в школе скучно бывает по разным причинам. Первоклашки привыкли к играм и уроки могут быть не интересны. Подростки отвлекаются, пропускают что-то важное, а потом не в состоянии уследить за ходом занятия. Возможно, что проблема в учителе, который физически не способен уследить за 30 ребятами в классе. Или учебный материал преподносится монотонно. Давайте разберемся детально, что делать, если ребенку скучно в школе.
Мнение психолога Онлайн Гимназии №1, Александры Гуливицкой:
Говоря об интересе к учебе или о его отсутствии, психологи имеют в виду сформированность внутренней мотивации учения.
У дошкольников в районе 7 лет происходит переход от ведущей игровой деятельности к волевой. А волевая деятельность предполагает прикладывание умственных, физических усилий и оттормаживание спонтанных импульсов, которые вознаграждаются учебными результатами. Сам смог прочитать текст и ответить на вопросы, красиво написал крючочки и палочки, нарисовал красивую картинку.
Положительный результат формирует дофаминовый ответ и ребенок получает радость от своего достижения, желание учиться. В норме, этот механизм приводит к формированию стойкой учебной мотивации. Но не все так просто, как нам бы хотелось. Важным фактором для дальнейшего развития мотивации учения является сформированность учебных навыков: интеллектуальных, информационных, коммуникативных. Неправильно, если, например, к восьмому классу у ученика сформирован только навык списывания и конспектирования. Конечно такому ребенку некомфортно и неинтересно (скучно) учиться.
Фрагментарное, или клиповое мышление — это тип мышления, при котором информация воспринимается только короткими отрезками и яркими образами; сосредоточиться на длинных фрагментах при этом очень сложно или невозможно.
Такой тип мышления свойственнен большинству современных детей. Читать длинные статьи или параграфы в учебнике, смотреть часовые видео уроки или слушать учителя по 40 минут тяжело. Тестируются разные способы организации учебного процесса (например, блочно-модульное обучение), но, в целом, занятия строятся почти так же, как десять-пятнадцать лет назад. В результате, ребенок теряет концентрацию и начинает скучать. То, что говорит учитель, или написано в учебнике, превращается в бессмысленную “кашу”.
Что можно сделать? Ребенку будет полезно научиться самому разбивать длинные фрагменты материала на удобные для восприятия блоки. Умение разбивать большие задания на маленькие в будущем пригодится в работе с объемными задачами по учебе в колледже или университете. Помогите ученику превратить привычку “перескакивать” с одного на другое в многозадачность. Организуйте занятия или выполнение домашних заданий так, чтобы в процессе пересекались блоки по схожим предметам. Например, ребенок может одновременно готовиться к русскому и литературе, если по отдельности эти предметы кажутся ему скучными. Работая над сочинением, можно обращать внимание и на грамматические конструкции, пунктуацию, вспоминать и повторять вслух правила.
Мнение психолога:
“Клиповое” мышление — это не причина, а скорее следствие проблемы. Причина же в неконтролируемом потреблении видео и аудио контента, развлекательного содержания. Ребенок привыкает получать “легкий” дофамин от победы в игре или от 15 секундного ролика в соцсети. Прикладывать умственные усилия для получения этого же вознаграждения “естественным” путем уже не хочется.
Таким образом понятие скука обретает совсем другое значение – неумение (нежелание) направлять и удерживать произвольное или волевое внимание на предмете изучения. Этот навык формирует отнюдь не школа, а семейное воспитание. Что принято или не принято в семье. Принято бесконтрольно долго играть в гаджеты, потому что родители заняты на работе, или, например, каждые выходные посещать с семьей театральные постановки, интересные выставки, обсуждать события дня или недели. Семейные традиции, комфортная безопасная обстановка в семье обеспечивает подростку достаточный уровень доверия к себе и к миру, чтобы не искать быстрого и доступного удовольствия в виртуальном пространстве.
Возможность быстро уточнить все, что нужно, это и плюс, и минус, а с точки зрения учебного процесса, скорее, недостаток. Ребенок привыкает, что любую информацию можно быстро “загуглить”. Зачем учить и запоминать, если под рукой такой “универсальный” справочник? В результате, саботируя основные принципы учебы в школе, ребенок, конечно, скучает, ведь делает вывод, что читать учебник или слушать учителя – бессмысленно.
Что можно сделать: объясните ребенку, как работает обучение любому навыку или предмету – сначала образуется база. А на нее, как кирпичики, наслаиваются новые знания и умения. Желательно привести примеры из сфер, близких, интересных ребенку. Они подействуют эффективнее, чем рассказы о том, с чем ребенок никогда не сталкивался. Поставьте перед ребенком интересную задачу, например, создать модель робота-рыцаря, как у Леонардо да Винчи, используя математику, или найти новый химический элемент для таблицы Менделеева, или сложить оригами из бумаги по изученным геометрическим фигурам. Цель должна соответствовать возрасту и уровню знаний ребенка, быть достижимой.
Мнение психолога:
Желание упростить себе жизнь – один из ведущих механизмов адаптации. Человечество от скуки придумало массу полезных вещей: дистанционное управление приборами, доставку продуктов, делегирование, наконец. Ребенок с несформированным “Я” отправляет свои мозги на аутсорсинг. ГДЗ, решебники, краткое содержание произведений в виде клипов и мультфильмов – не оставляют шанса на “погрызть гранит науки” своими зубами. И вот уже из производителя, мозг ребенка превращается в пассивный приемник готовой информации. И мы имеем не процесс познания, а результат механического списывания. А поскольку процесса нет, то и радости от достигнутого результата – тоже нет. Так формируются подростковые депрессии и субдепрессивные состояния. Ничто не радует, развитие не происходит, самооценка не формируется – не из чего ей сформироваться. Ведь самооценка – это совокупный результат положительного опыта и знания о себе.
Важной задачей родителя на протяжении всего подросткового возраста становится помощь в формировании положительной самооценки, основанной на конкретных результатах деятельности. Количество прочитанных и понятых книг, достижений в спорте и/или творчестве, уровень освоения учебных навыков и положительное подкрепление даже минимальных результатов. Сравнение ребенка с собой вчерашним и отмечание динамики развития создает внутреннюю уверенность в собственных силах и желание двигаться дальше.
Еще одна проблема, с которой пытаются бороться и педагоги – множество отвлекающих факторов, которые сводят на нет все усилия по вовлечению ребенка в учебный процесс. Часто учителю не помогает даже показательный сбор гаджетов: школьники хитрят, сдают старую технику или выкручиваются другими способами.
В результате, учителю становится очень сложно что-то “долить” в переполненный “сосуд” ребенка. Заинтересовать его так же, как короткие эмоциональные ролики и игры, часто не получается. Ребенок снова начинает скучать: в школе его вниманием уже не могут завладеть так же легко, как это делают создатели специально ориентированного контента.
Что можно сделать? Ограничения – хорошее подспорье, но не основной метод решения проблемы. Придется копнуть глубже и выяснить, что сможет смотивировать ребенка сменить фокус внимания на учебу. Сделайте упор на практическое применение знаний, объясняйте, как полученная из учебника информация может помочь в реальной жизни. Сходите в поход, расскажите, как трением добыть огонь, почему, если ориентироваться на Полярную звезду, то будешь на север; какие способы помогут сделать воду из ручья пригодной для питья и т.д.
Нехватка учебных навыков – еще одно препятствие, которое тормозит процесс обучения и заставляет ребенка скучать на уроках в школе. Не умея найти, отобрать и проанализировать информацию, школьники часто тонут в рутине. Механически читать, заучивать и переписывать параграфы, решать задачки по пошаговым инструкциям, в итоге, надоедает. Отсюда и безразличие, ведь даже взрослым это не нравится, чего ожидать от детей?
Что можно сделать: научить ребенка выделять главное и отличать полезные сведения от информационного шума. Превратите процесс в игру: малыши, например, могут представить себя шпионами с другой планеты, которым нужно собрать факты о различных земных науках. Ребят постарше увлечь по-другому: что такое цифровая грамотность, расскажите, почему важно отличать правду от “фейка”, покажите несколько работающих способов.
Классно-урочная система, придуманная для сокращения затрат при массовом обучении, для образования молодого поколения подходит уже не так хорошо, как раньше. Изменились и шаблоны восприятия информации, и внешние условия: сегодня в большинстве сфер важнее не запомнить как можно больше, а усвоить крепкую базу, уметь правильно оперировать полученными знаниями. Другими словами, получить функциональную грамотность.
Разнообразить учебный процесс можно и с помощью дополнительных занятий: самостоятельных или с репетитором. Случается, что дополнительная нагрузка сводит на нет все усилия, если времени на отдых не останется. Школьник захочет вернуться к старой схеме обучения: там, где не так интересно, но хотя бы можно передохнуть и подольше поспать.
Альтернативный вариант – сменить школу: если учитель не мотивирован работать над качеством уроков, никакие жалобы и просьбы не сделают занятия интереснее. Проще и быстрее (с точки зрения результата для ребенка) бывает перейти в другое учебное заведение.
В этом случае может подойти учеба в онлайн-формате: она мало чем отличается от занятий в обычной школе с точки зрения организации и привычных моментов. А учителя больше заинтересованы в том, чтобы в школе ребенок не скучал. Мы знаем, что переход на новый формат – это волнительно и тревожно, поэтому даем возможность бесплатно протестировать обучение: записывайтесь на 7 дней доступа к образовательной платформе с настоящими, живыми уроками.
Плохой педагог или группа задир-одноклассников могут затруднить процесс обучения не хуже, чем непонятные учебники и монотонные лекции вместо уроков. Нельзя даже сказать, что ребенок скучает в школе. В такой ситуации школьник скорее тратит основной запас сил на конфликты и борьбу со стрессом: учиться в таком состоянии просто не получается.
Что можно сделать?
Иногда более щадящим вариантом остается сменить школу или гимназию. Однако уходить сразу, вообще не попытавшись решить проблему, не стоит. Ребенок может запомнить и перенять стратегию ухода от конфликта, которая навредит в будущем.
Ребенок может скучать в школе по разным причинам: мешают впитывать новые знания трудности с восприятием длинных материалов, привычка быстро “гуглить” любую информацию, а не думать самостоятельно, а также плохой подход к подаче материала, много отвлекающих факторов и быстрый доступ к развлечениям. Одной из не очевидных причин также может стать гормональный дисбаланс, распознать который сможет только врач-эндокринолог.
Для вашего удобства мы структурировали основные выводы по статье:
Подготовка к ОГЭ по математике будет чуть проще, если уметь пользоваться формулами. Какими именно и как эффективно их применять читайте в статье.
Узнайте, как осознанное обучение помогает детям достигать успехов в учебе. Практические советы для родителей, желающих развить в детях мотивацию и любовь к знаниям.
Узнайте, что такое входной диктант, как его провести и почему он важен для проверки знаний. Советы учителям и родителям для успешного проведения диктанта.
Диктанты по русскому языку для 5-11 классов проводят для оценки орфографии, лексики, грамматики. Тексты подбираются из художественных. Рассказываем на что обращать внимание при подготовке.
Записаться на любой курс вы можете через Личный Кабинет Родителя
Если возникли сложности, обратитесь к куратору класса!
Заполните форму заявки, и мы свяжемся с вами
Запись на курс временно приостановлена. Можете оставить свои контактные данные в форме ниже и мы сообщим вам, когда начнется набор на курс.
За 1 месяц
За 3 месяца
За год
*только для новых учеников!