
В статье, психолог, эксперт детско-родительских отношений Онлайн-гимназии №1 Александра Гуливицкая расскажет, как родители могут взаимодействовать с подростком.
Посетите 3 настоящих урока с учителем
Выполните домашние задания
Пользуйтесь 7 дней материалами для самоподготовки
Пользуйтесь неделю материалами для самоподготовки
Детям в школе скучно бывает по разным причинам. Первоклашки привыкли к играм и уроки могут быть не интересны. Подростки отвлекаются, пропускают что-то важное, а потом не в состоянии уследить за ходом занятия. Возможно, что проблема в учителе, который физически не способен уследить за 30 ребятами в классе. Или учебный материал преподносится монотонно. Давайте разберемся детально, что делать, если ребенку скучно в школе.
Мнение психолога Онлайн Гимназии №1, Александры Гуливицкой:
Говоря об интересе к учебе или о его отсутствии, психологи имеют в виду сформированность внутренней мотивации учения.
У дошкольников в районе 7 лет происходит переход от ведущей игровой деятельности к волевой. А волевая деятельность предполагает прикладывание умственных, физических усилий и оттормаживание спонтанных импульсов, которые вознаграждаются учебными результатами. Сам смог прочитать текст и ответить на вопросы, красиво написал крючочки и палочки, нарисовал красивую картинку.
Положительный результат формирует дофаминовый ответ и ребенок получает радость от своего достижения, желание учиться. В норме, этот механизм приводит к формированию стойкой учебной мотивации. Но не все так просто, как нам бы хотелось. Важным фактором для дальнейшего развития мотивации учения является сформированность учебных навыков: интеллектуальных, информационных, коммуникативных. Неправильно, если, например, к восьмому классу у ученика сформирован только навык списывания и конспектирования. Конечно такому ребенку некомфортно и неинтересно (скучно) учиться.
Фрагментарное, или клиповое мышление — это тип мышления, при котором информация воспринимается только короткими отрезками и яркими образами; сосредоточиться на длинных фрагментах при этом очень сложно или невозможно.
Такой тип мышления свойственнен большинству современных детей. Читать длинные статьи или параграфы в учебнике, смотреть часовые видео уроки или слушать учителя по 40 минут тяжело. Тестируются разные способы организации учебного процесса (например, блочно-модульное обучение), но, в целом, занятия строятся почти так же, как десять-пятнадцать лет назад. В результате, ребенок теряет концентрацию и начинает скучать. То, что говорит учитель, или написано в учебнике, превращается в бессмысленную “кашу”.
Что можно сделать? Ребенку будет полезно научиться самому разбивать длинные фрагменты материала на удобные для восприятия блоки. Умение разбивать большие задания на маленькие в будущем пригодится в работе с объемными задачами по учебе в колледже или университете. Помогите ученику превратить привычку “перескакивать” с одного на другое в многозадачность. Организуйте занятия или выполнение домашних заданий так, чтобы в процессе пересекались блоки по схожим предметам. Например, ребенок может одновременно готовиться к русскому и литературе, если по отдельности эти предметы кажутся ему скучными. Работая над сочинением, можно обращать внимание и на грамматические конструкции, пунктуацию, вспоминать и повторять вслух правила.
Мнение психолога:
«Клиповое» мышление — это не причина, а скорее следствие проблемы. Причина же в неконтролируемом потреблении видео и аудио контента, развлекательного содержания. Ребенок привыкает получать «легкий» дофамин от победы в игре или от 15 секундного ролика в соцсети. Прикладывать умственные усилия для получения этого же вознаграждения «естественным» путем уже не хочется.
Таким образом понятие скука обретает совсем другое значение – неумение (нежелание) направлять и удерживать произвольное или волевое внимание на предмете изучения. Этот навык формирует отнюдь не школа, а семейное воспитание. Что принято или не принято в семье. Принято бесконтрольно долго играть в гаджеты, потому что родители заняты на работе, или, например, каждые выходные посещать с семьей театральные постановки, интересные выставки, обсуждать события дня или недели. Семейные традиции, комфортная безопасная обстановка в семье обеспечивает подростку достаточный уровень доверия к себе и к миру, чтобы не искать быстрого и доступного удовольствия в виртуальном пространстве.
Возможность быстро уточнить все, что нужно, это и плюс, и минус, а с точки зрения учебного процесса, скорее, недостаток. Ребенок привыкает, что любую информацию можно быстро “загуглить”. Зачем учить и запоминать, если под рукой такой “универсальный” справочник? В результате, саботируя основные принципы учебы в школе, ребенок, конечно, скучает, ведь делает вывод, что читать учебник или слушать учителя – бессмысленно.
Что можно сделать: объясните ребенку, как работает обучение любому навыку или предмету – сначала образуется база. А на нее, как кирпичики, наслаиваются новые знания и умения. Желательно привести примеры из сфер, близких, интересных ребенку. Они подействуют эффективнее, чем рассказы о том, с чем ребенок никогда не сталкивался. Поставьте перед ребенком интересную задачу, например, создать модель робота-рыцаря, как у Леонардо да Винчи, используя математику, или найти новый химический элемент для таблицы Менделеева, или сложить оригами из бумаги по изученным геометрическим фигурам. Цель должна соответствовать возрасту и уровню знаний ребенка, быть достижимой.
Мнение психолога:
Желание упростить себе жизнь – один из ведущих механизмов адаптации. Человечество от скуки придумало массу полезных вещей: дистанционное управление приборами, доставку продуктов, делегирование, наконец. Ребенок с несформированным «Я» отправляет свои мозги на аутсорсинг. ГДЗ, решебники, краткое содержание произведений в виде клипов и мультфильмов – не оставляют шанса на «погрызть гранит науки» своими зубами. И вот уже из производителя, мозг ребенка превращается в пассивный приемник готовой информации. И мы имеем не процесс познания, а результат механического списывания. А поскольку процесса нет, то и радости от достигнутого результата – тоже нет. Так формируются подростковые депрессии и субдепрессивные состояния. Ничто не радует, развитие не происходит, самооценка не формируется – не из чего ей сформироваться. Ведь самооценка – это совокупный результат положительного опыта и знания о себе.
Важной задачей родителя на протяжении всего подросткового возраста становится помощь в формировании положительной самооценки, основанной на конкретных результатах деятельности. Количество прочитанных и понятых книг, достижений в спорте и/или творчестве, уровень освоения учебных навыков и положительное подкрепление даже минимальных результатов. Сравнение ребенка с собой вчерашним и отмечание динамики развития создает внутреннюю уверенность в собственных силах и желание двигаться дальше.
Еще одна проблема, с которой пытаются бороться и педагоги – множество отвлекающих факторов, которые сводят на нет все усилия по вовлечению ребенка в учебный процесс. Часто учителю не помогает даже показательный сбор гаджетов: школьники хитрят, сдают старую технику или выкручиваются другими способами.
В результате, учителю становится очень сложно что-то “долить” в переполненный “сосуд” ребенка. Заинтересовать его так же, как короткие эмоциональные ролики и игры, часто не получается. Ребенок снова начинает скучать: в школе его вниманием уже не могут завладеть так же легко, как это делают создатели специально ориентированного контента.
Что можно сделать? Ограничения – хорошее подспорье, но не основной метод решения проблемы. Придется копнуть глубже и выяснить, что сможет смотивировать ребенка сменить фокус внимания на учебу. Сделайте упор на практическое применение знаний, объясняйте, как полученная из учебника информация может помочь в реальной жизни. Сходите в поход, расскажите, как трением добыть огонь, почему, если ориентироваться на Полярную звезду, то будешь на север; какие способы помогут сделать воду из ручья пригодной для питья и т.д.
Нехватка учебных навыков — еще одно препятствие, которое тормозит процесс обучения и заставляет ребенка скучать на уроках в школе. Не умея найти, отобрать и проанализировать информацию, школьники часто тонут в рутине. Механически читать, заучивать и переписывать параграфы, решать задачки по пошаговым инструкциям, в итоге, надоедает. Отсюда и безразличие, ведь даже взрослым это не нравится, чего ожидать от детей?
Что можно сделать: научить ребенка выделять главное и отличать полезные сведения от информационного шума. Превратите процесс в игру: малыши, например, могут представить себя шпионами с другой планеты, которым нужно собрать факты о различных земных науках. Ребят постарше увлечь по-другому: что такое цифровая грамотность, расскажите, почему важно отличать правду от “фейка”, покажите несколько работающих способов.
Классно-урочная система, придуманная для сокращения затрат при массовом обучении, для образования молодого поколения подходит уже не так хорошо, как раньше. Изменились и шаблоны восприятия информации, и внешние условия: сегодня в большинстве сфер важнее не запомнить как можно больше, а усвоить крепкую базу, уметь правильно оперировать полученными знаниями. Другими словами, получить функциональную грамотность.
Разнообразить учебный процесс можно и с помощью дополнительных занятий: самостоятельных или с репетитором. Случается, что дополнительная нагрузка сводит на нет все усилия, если времени на отдых не останется. Школьник захочет вернуться к старой схеме обучения: там, где не так интересно, но хотя бы можно передохнуть и подольше поспать.
Альтернативный вариант – сменить школу: если учитель не мотивирован работать над качеством уроков, никакие жалобы и просьбы не сделают занятия интереснее. Проще и быстрее (с точки зрения результата для ребенка) бывает перейти в другое учебное заведение.
В этом случае может подойти учеба в онлайн-формате: она мало чем отличается от занятий в обычной школе с точки зрения организации и привычных моментов. А учителя больше заинтересованы в том, чтобы в школе ребенок не скучал. Мы знаем, что переход на новый формат – это волнительно и тревожно, поэтому даем возможность бесплатно протестировать обучение: записывайтесь на 7 дней доступа к образовательной платформе с настоящими, живыми уроками.
Плохой педагог или группа задир-одноклассников могут затруднить процесс обучения не хуже, чем непонятные учебники и монотонные лекции вместо уроков. Нельзя даже сказать, что ребенок скучает в школе. В такой ситуации школьник скорее тратит основной запас сил на конфликты и борьбу со стрессом: учиться в таком состоянии просто не получается.
Что можно сделать?
Иногда более щадящим вариантом остается сменить школу или гимназию. Однако уходить сразу, вообще не попытавшись решить проблему, не стоит. Ребенок может запомнить и перенять стратегию ухода от конфликта, которая навредит в будущем.
Ребенок может скучать в школе по разным причинам: мешают впитывать новые знания трудности с восприятием длинных материалов, привычка быстро “гуглить” любую информацию, а не думать самостоятельно, а также плохой подход к подаче материала, много отвлекающих факторов и быстрый доступ к развлечениям. Одной из не очевидных причин также может стать гормональный дисбаланс, распознать который сможет только врач-эндокринолог.
Для вашего удобства мы структурировали основные выводы по статье:
В статье, психолог, эксперт детско-родительских отношений Онлайн-гимназии №1 Александра Гуливицкая расскажет, как родители могут взаимодействовать с подростком.
В статье рассказываем: что такое комплекс ГТО — «Готов к труду и обороне». Какие нормативы в него входят. Для чего сдавать ГТО школьникам. Где и как сдать ГТО.
В статье, мы разберем вопросы: зачем получать высшее образование, какие возможности оно дает, возможна ли жизнь без образования?
Вебинар с психологом, экспертом детско-родительских отношений Онлайн-гимназии №1.
Записаться на любой курс вы можете через Личный Кабинет Родителя
Если возникли сложности, обратитесь к куратору класса!
Заполните форму заявки, и мы свяжемся с вами
Запись на курс временно приостановлена. Можете оставить свои контактные данные в форме ниже и мы сообщим вам, когда начнется набор на курс.
За 1 месяц
За 3 месяца
За год
*только для новых учеников!
;